Почему в СССР не выпускали «легковушки» с дизельными моторами. И причем здесь Бельгия?

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
1
+1
16
+1
3
+1
2
+1
4
+1
7
+1
18

Нельзя сказать, что в СССР не было дизелей. Их делали и пытались разрабатывать новые модели, но преимущественно для грузовиков и тяжелой техники. Одними из самых известных первых дизельных моторов стали ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, разработанные на базе американского GMC 4-71. Это были одни из лучших советских дизелей, которые делались для МАЗов вплоть до 1995 г.

А вот с легкими маломощными дизелями как–то не заладилось

Почему в СССР не выпускали "легковушки" с дизельными моторами. И причем здесь Бельгия?

После копирования GMC-71 в 1947 г американцы не слишком хотели показывать свои моторы, у немцев и французов были преимущественно бензиновые двигатели. Так что руководство СССР решило, что и в нашей стране для легкового транспорта лучше всего подойдет бензин.

Но настоящая проблема была в том, чтобы сделать маломощный мотор на 30-60 л.с. Уменьшенные копии 71-го дизеля были тяжелыми и быстро выходили из строя из-за низкого качества топливной аппаратуры. Да и станочный парк не позволял массово выпускать легкие дизели. Кроме того, стоимость изготовления дизельного мотора даже на купленном или позаимствованном немецком оборудовании получалась очень высокой.

В середине 50-х дизели для советских авто согласилась делать Scaldia Diesel de Luxe, довольно авторитетная компания из Бельгии. Она же сделала и поставила первые моторы для Москвичей — М-407 и М-403. Эти машины неплохо продавались в Европе, но для развития бизнеса требовался экономичный и выносливый дизель. Для 403-го сделали эксклюзивную версию модели Perkins 43 л.c. Причем моторы ставили уже в Бельгии на готовые машины, привезенные из СССР.

По аналогии бельгийцы сделали такой же дизель для более тяжелой ГАЗ-21

-2

Затем, объем увеличили до 2,2 л и мощность подняли до 65 л.с. Формально советским чиновникам нужен был контакт и сотрудничество с инофирмами, той же Scaldia Diesel de Luxe требовался рынок сбыта своих дизелей, но без ввоза в СССР. Но специалисты понимали, что одиночный дизель, даже такой, как Rover на 65 л.с., ничего не дает Советскому Союзу. Требовалось создать собственную школу дизелестроения, а ехать в СССР бельгийские и французские инженеры не хотели.

В результате все ограничивалось лишь поставками машинокомплектов из Горьковского автозавода на предприятия Scaldia в Бельгии. Уже в 70-х сделали Perkins мощностью 52 л.с. для Москвич-408 и более мощные версии Indenor-Peugeot на 70 л.с. для ГАЗ-24. Лишь к 1980 г на ГАЗе началась малосерийная сборка дизельных версий Волг.

Интересно, что для Волги пытались делать дизели и в институте НАМИ. Один из моторов НАМИ-0101 на 2,45 л и 60 л.с. ставили на ГАЗ-21 и ГАЗ-24, и даже на УАЗ-469. Но довести до полноценного производства так и не смогли. Опять же проблема была в ТНВД и регуляторах.

Пытались делать дизельные версии УАЗов

-3

Ставили итальянские 100-сильные дизели Venture Motori. Кроме того, известная в узком кругу компания Martorelli выкупала советские УАЗы, дорабатывала дизайн, устанавливала дизельные моторы Пежо и Фиат. Правда, машины продавались уже под иностранным брендом.

После НАМИ, вплоть до середины 90-х никто темой легковых дизелей так и не занимался. Затем, с началом перестройки, АЗЛК решил продавать Москвичи 2141 на Запад, поэтому нужен был «прорывной» мотор. Им стал дизель от Форд Сиеста на 1,8 л. и 60 л.с. Но опять же моторы пришлось покупать, валюты у завода не было, а спрос на дизельный М-21413 был очень низким.

Более счастливой оказалась судьба у ВАЗовского дизеля

В средине 90-х Волжский автозавод начал разработку на базе немецкой модели и комплектующих Бош своей версии ВАЗ-341. И, в целом, сказался более высокий уровень подготовки тольяттинских инженеров. Дизель на 45 л.с. и 1,45 л выпускали серийно и ставили на «четверку» ВАЗ-21045 вплоть до 2003 г.

В КБ завода сделали несколько прототипов дизелей на базе троечного мотора 45 л.с. Но проблему закоксовки форсунок и прогара поршневой так и не решили. Хотя, источник проблем был гораздо глубже. В то время дизель уже потерял актуальность для российского автопрома.

-4

Еще один необычный эксперимент с дизелем был проведен на ГАЗе. Была куплена лицензия и технология на австрийский дизельный мотор Steyr. Очень необычной конструкции, но вполне подходящий для ГАЗ-31022. У мотора головка и блок были отлиты в виде единого узла. Идея отличная — высокий ресурс, но ремонтировать очень сложно.

Хотя, сейчас эксперты говорят, что отказ от дизелей был преждевременным. Если бы можно было сохранить выпуск машин с дизелями, то наверняка это была бы одна из самых стабильных статей дохода для любого завода. Но для этого нужно было отстаивать специалистов, а этого сделано не было.

+1
1
+1
16
+1
3
+1
2
+1
4
+1
7
+1
18

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии