Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Во времена СССР, в 1950-х, первый секретарь ЦК КПСС призвал всех причастных придумать и сделать автомобиль специально для сельчан.
Советские инженеры принялись за дело, и в 1977 году была представлена Нива-1600, хотя испытания начались раньше.
Авто был разработан для жителей сельских районов, поэтому учитывал всех их потребности и предпочтения.
Особенности создания
С самого начала разработки стало очевидно, что основу машины должны составлять узлы и агрегаты от Жигулей.
Было решено, что кузов должен быть несущим, так как на ВАЗе не было налажено производство рам. Все остальное, включая дизайн и конструкцию шасси, требовало создания с нуля.
Для «колхозного» автомобиля была разработана уникальная трансмиссия, позволяющая использовать передний, задний или полный привод по отдельности. Однако от этой концепции вскоре отказались.
Руководство завода стало настоятельно требовать максимальной унификации с серийными моделями для снижения производственных затрат, включая применение уже существующей коробки передач.
Раздаточная коробка осталась новой, но функционировала отдельно от основной коробки передач. Инженерам пришлось убеждать руководство в необходимости постоянного полного привода.
В итоге это получилось, подвеска позволяла передать мощность на передние или задние колеса и обеспечивала нужную функцию.
После завершения испытаний и анализа дизайна и компоновки технический совет ВАЗа пришел к выводу, что это будет машина с закрытым цельнометаллическим кузовом типа «универсал» и постоянным полноприводным механизмом. Уровень комфортности должен был быть схож с ВАЗ-2101.
Несущий кузов имел легковой дизайн, а система полного привода обеспечивала возможность включения понижающего ряда и блокировки межосевого дифференциала на бездорожье.
Идеи по улучшению
Советские испытатели утверждали, что чем длиннее Нива, тем меньше срок службы ее трансмиссии. Тем не менее идея улучшить пространство для задних пассажиров и багажа была актуальна всегда.
В 1990-х это направление стало активно развиваться несколькими производителями. Например, одна из компаний увеличила базу до 2500 мм и оказалось, что благодаря удлиненным дверям и приподнятой крыше над задним сиденьем, автомобиль стал заметно просторнее.
Также другой производитель выпустил небольшой партию с базой в 2700 мм. Позже была увеличена высота и крыши и задний свес.
В 1980-х машина для колхозников превратился в гоночный автомобиль. Компании начали разрабатывать специальный функционал.
И так с каждым годом эти автомобили становились все более подходящими для гонок: вместимость двигателя увеличили сначала до 110 л., а потом и до 310 л., начали использовать карбоновые элементы кузова и мощные V6 механизмы.
Как итог: модель заняла второе место в общем зачете ралли-марафона.
Проблемы Нивы
Нива по праву считается гордостью советского автопрома. Этот транспорт стал настоящей революцией своего времени и не имел конкурентов.
Модель Нива-1600 активно использовалась в сельской местности. Но машина имела недостатки:
-
Не соответствие возможностей подвески и кузова. При даже небольшом вывешивании дверь багажника часто перекашивалась в проеме. После поездок по бездорожью отмывать приходилось не только загрязненный кузов, но и подкапотное пространство;
-
Эргономика. Например, двери не всегда закрывались с первой попытки и не имели промежуточной фиксации, возникали проблемы с доступом в багажник;
-
Капризный двигатель. Он мог терять масло и перегреваться.
Основным недостатком оказалось то, что на высоких скоростях модель демонстрировала значительный уровень шума.
Причиной этому стали пение трансмиссии с промежуточным валом между коробкой и раздаткой и агрессивные гребные шины.
Кроме того, стандартная четырехступенчатая коробка передач на работала с перегрузкой, что объяснялось унификацией с Жигулями.
Интересные факты
Нива запомнилась не только в СССР и России, но и за рубежом благодаря своим достижениям. В 1998 году внедорожник достиг рекордной высоты, поднявшись на отметку 5200 м. и 5726 м.
Транспорт сумел достичь Северного полюса, когда после удачной посадки на лед и освобождения от строп был запущен и успешно проделал заданный маршрут.
В течение 12 лет данный автомобиль функционировал на российской полярной станции в Антарктиде, где отсутствуют дороги и спокойно работал при очень низкой температуре воздуха до минус 54 градусов, ему было поручено осуществлять грузовые перевозки и буксировку судов.
Также нужно упомянуть достижения 1999 и 2000 годов, когда снегоболотоход, который был основан на агрегатах Нивы, сумел покорить Северный полюс.
На протяжении более четырех с половиной десятилетий было выпущено более 2 миллионов Нив, и отменять производство пока не планируют.
История этого автомобиля, ставшего многими удивительными модификациями, продолжается.
Поделись видео: