Как в прошлом изготовляли долговечные корабли без гвоздей и почему потом от этой технологии отказались

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
Как в прошлом изготовляли долговечные корабли без гвоздей и почему потом от этой технологии отказались

Кораблестроение насчитывает не одну тысячу лет истории, и технологий создания судов за это время было придумано немало. Но рассматривая ещё древние вехи этого занятия, интерес представляет тот факт, что на протяжении столетий корабли делали без единого гвоздя — их тогда ещё просто не придумали. И ведь умудрялись делать долговечные суда, значит, технологии были отработаны. Правда, как только гвозди стали применяться массово, от прошлых лайфхаков быстро отказались.

Корабли ранее делали без гвоздей, а потом от этого отказались. /Фото: flagman-news.ru

Справедливости ради, технологий строительства чего-либо без использования гвоздей сохранилась масса, и образцы некоторых из них мы наблюдаем до сих пор, например, в архитектуре. Однако с кораблями история совсем другая: ранее так делались повсеместно, а сегодня одни подобные древние способы практически забыты, а другие и вовсе утеряны в истории.
А ведь даже для деревянных судов эти технологии можно было применять, потому что они действовали — вон, шедевры древних зодчих до сих пор ставят в пример.

Одна из модификаций суда дау, которые также изготовлялись без гвоздей. /Фото: boudewijnhuijgens.getarchive.net

Проблема заключается в самом процессе изготовления. В древнерусской традиции, особенно на Севере, в лексике сохранилось упоминание о такой технологии — это термин вица, или другая его версия — вичка. Суть её в том, что за неимением гвоздей кораблестроителям прошлого приходилось использовать другие подручные материалы — прежде всего, корни или ветки некоторых видов деревьев, преимущественно молодой березы, ивы, черемухи, ели либо можжевельника, из которых в итоге делали нечто вроде верёвок.

Достать материал для вицы было довольно просто. /Фото: techinsider.ru

Для этого корабелы брали деревья, высота которых варьировалась в пределах 2-3 метров. Стволы и ветки очищали от коры и отправляли к огню: так как растения брались молодые, в них было много соков, и это позволяли древесине относительно легко размягчаться. Затем оставалось обкрутить подготовленной древесиной палку, чтобы на выходе иметь веревку — ту самую вицу. В отечественной истории эта технология применялась для строительства малых деревянных судов, например, «вичанок» или шняков и кочмаров.

Современная реплика северорусской лодки шнеки в масштабе. /Фото: flagman-news.ru

У древней технологии вицы было несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, она не требует ряда каких-то сложных инструментов или оборудования — фактически нужна древесина, костёр и умелые корабелы. Во-вторых, технология изготовления судов или лодок по этому типу не отличалась многоэтапностью, а потому не нужно было тратиться на перевозку элементов корабля, ведь большую часть строили буквально на берегу. И, в-третьих, самое главное: по информации редакции novate.ru, вица отличалась высокой прочностью и износостойкостью, так как медленно гнила.

Коч - корабль поморских промышленников, которые делали без гвоздей. Современная реплика в музейной экспозиции. /Фото: ru.wikipedia.org

Вот только в схватке с гвоздями и похожими крепёжными элементами из металла, вица однозначно проиграла. Прежде всего, похоронила старый лайфхак его затратность по труду: уж слишком сложной физически и долгой по времени была такая работа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда стали распространяться те же гвозди, значительно упростившие любой строительный процесс, корабелы тоже быстро взяли это на заметку, а вица и её вариации постепенно ушли в историю.

Современные реплики дау в Катаре. /Фото: wikipedia.org

Сегодня встретить технологию изготовления корабля без использования гвоздей довольно трудно, ведь многие из них вообще оказались забытыми. Например, современные реплики древнерусской вицы в открытом доступе фактически отсутствуют, сохранилось разве что пару аутентичных экспонатов в музеях. Впрочем, есть и исключения, например, в виде модификаций ближневосточного парусника дау, или дхау — вот их порой до сих пор делают по-старому, без единого гвоздя.

+1
0
+1
3
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии