Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Ф.М. занимался графикой прямо в черновиках – чаще грифелем, иногда чернилами. Первые зарисовки появились еще в «Записках из мертвого дома», но особенно он разошелся в «Преступлении и наказании».
Это не иллюстрации к романам, а скорее заметки на полях – отражение мыслей персонажей, общие их образы. Многие до сих пор не расшифрованы.
Кроме главных героев, в рукописях Достоевского можно найти Белинского, Тургенева, Бальзака, Канта, Сервантеса, Декарта (рисунок 4), Петра I (5), Николая I, Наполеона (6) и других.
Наполеон явно отсылает к дилемме Раскольникова (рисунок 7), Кант – к его рассуждениям о нравственном законе, а «мыслю, значит, существую» Декарта – это князь Мышкин.
Николай I вообще Достоевского едва не казнил.
Помимо портретов – городские пейзажи, окна, шпили, башни. И силуэты готических соборов – их больше всего в «Бесах». Достоевский окончил лучшее архитектурное училище империи и готику рисовал так же увлеченно, как Пушкин – женщин.