Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Первая партия советского тяжелого колясочного мотоцикла «Урал» была выпущена коллективом Ирбитского мотоциклетного завода еще в 1940 году, как раз перед самым нападением на страну Германией.
Советские инженеры полностью взяли все технические разработки с немецкой модели мотоцикла BMW R71, предназначавшегося первично для полевых войск Вермахта.
Модель была практически полностью скопирована, с одной единственной поправкой: на мотоцикл можно было устанавливать не только немецкий, но и отечественного производства двигатель.
Тем не менее, несмотря на то, что даже внешне мотоцикл выглядел как немецкий BMW R71, «Урал» уже после победы стали воспринимать как разработку советских инженеров.
Модернизация, как способ усовершенствования
Мысль о том, что «М-72», как не крути, не является разработкой советских инженеров, для многих политиков руководства Советского Союза не давала покоя.
От коллективов КБ мотоциклетных заводов потребовали отечественную разработку, доказывающую, что советские инженеры лучше немецких.
Модель тяжелого мотоцикла «Днепр» разработанную украинскими конструкторами, подходила в плане проведения модернизации «Урала».
Было дано задание создать мотоцикл с объемом двигателя не менее 750 «кубиков» и мощностью не менее 45 л. с. с тем расчетом, чтобы силовой агрегат мог «безболезненно» работать на низкосортных, советского производства, нефтепродуктах.
Задача, неподъемная по требованиям, все же была частично выполнена.
«М-73», в создание которого были внесены десятки новшеств, включая зарубежные, был собран, и даже было получено «добро» на изготовление промышленного экземпляра.
Технические характеристики
Размещенный на дуплексового типа раме двигатель обслуживался 150 Вт генератором, который закрепили на передней части коленчатого вала.
Инженеры настаивали на использовании гильз отлитых из специального чугуна, который бы исключал прихваты, но новшество, прогрессивное и технически совершеннее обычного, не одобрили.
Инженерам пришлось дорабатывать старый двигатель, а это была задачей не из простых.
Система газораспределения и привод механизм с использованием двурядной цепи исключал стук шестеренок, а новая система однодискового подвесного сцепления, подвешенное на 3-х эластичных пластинах, было абсолютно «советскими» новшествами, спроектированные КБ завода Ирбит.
Над разработкой трудились и другие коллективы КБ. Инженеры «Ленкарза» создали карбюратор К-66, который подавал чистый воздух каналом к нише бензобака, предварительно пройдя бумажные фильтры.
Стартер был разработан на основе «СТ-369», спроектированного запорожскими конструкторами.
Также были доработаны передняя вилка, система тормозов, электрооборудование. Проект был готовым к 1978 году и два собранных экземпляра, пройдя испытания, не требовали технических доработок.
К осени 1980 года заводчане предоставили еще три мотоцикла, с поразительными техническими данными. Испытания производили по самым жестким параметрам.
Машины гоняли на предельной скорости не менее 100 км/ч часами, при этом дорожное покрытие не всегда было идеальным.
На одном из образцов форсированным под бензин А-93, скорость была достигнута отметки в 130 км/ч, при этом мотоцикл был максимально загружен, как пассажирами, так и дополнительным грузом.
Даже такие серьезные нагрузки не повлияли на работоспособность мотоциклов: двигатели работали как хорошего качества часы, при этом мощность, действительно была как в народной поговорке «ни горы, ни низу».
Почему проект посчитали бесперспективным
Перспективы в техническом совершенстве были, и это понимали не только инженеры, но и те, кто давал сверху задание на разработку проекта.
Возможность сделать из старой модели совершенно новый по качеству и техническим параметрам мотоцикл были на лицо, но как всегда, в дело вмешались политики.
Именно они сочли разработку нового мотоцикла и его серийный запуск экономически нецелесообразным.
Кто-то сверху решил, что простому советскому человеку незачем тратить большие деньги на покупку мощного мотоцикла такого класса.
Второй причиной, что так же было не маловажно, на покупку нового заводского оборудования и линий для серийного производства требовались не малые финансовые вложения.
До 1983 года инженеры и коллектив Ирбитского завода хотя и выпускал старые модели мотоциклов, но все же надеялись, что М-73 начнут собирать именно они.
Закончилось все тем, что опытные образцы разрешили выкупить тем людям, которые принимали непосредственное участие в их сборке и испытаниях.
В укор или как в подтверждение, но все собранные экземпляры верой и правдой прослужили своим хозяевам без капитальных ремонтов не один десяток лет.
Более того, несколько «живых» машин и сейчас в рабочей форме, с пробегом в более чем 150 тыс. без капремонта можно увидеть на частных выставках ценителей техники советского периода.
Поделись видео: