Loading...
"Челленджер-2". Обзор британского ОБТ - новости Подоляка

«Челленджер-2». Обзор британского ОБТ

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
2
+1
8
+1
4
+1
1
+1
1
+1
0
+1
4
"Челленджер-2". Обзор британского ОБТ

Принятие на вооружение британской армии ОБТ CHALLENGER не решало проблемы неполного соответствия машины современным требованиям по уровню боевых и технических характеристик. Косвенно данная проблема подтверждалась результатами совместных испытаний с танками ABRAMS и LEOPARD 2 ( так называемые соревнования на кубок армии Канады, проводившиеся ежегодно странами НАТО) , в которых англичане заняли замыкающие места. Поскольку фирма VICKERS DEFENCE SYSTEMS ( ныне- BAE SYSTEMS LAND & ARMAMENTS ) была монополистом по разработке и производству ОБТ в Великобритании, правительством и минобороны даже рассматривался вопрос о закупке зарубежных образцов. Тем не менее , вышеуказанный разработчик сумел протолкнуть модернизированный проект «национального » ОБТ, получившего обозначение CHALLENGER 2 (FV 4034). Испытания опытных образцов ( общее количество- девять единиц) начались в 1989 году и продолжались до 1991 , после чего танк был официально принят на вооружение британской армии.

Опытный образец танка CHALLENGER 2.
Опытный образец танка CHALLENGER 2.

Первые серийные машины сошли с заводского конвейера в г. LEEDS летом 1994 года. Танк сохранил основные компоновочные решения своего предшественника , при этом основные усовершенствования были связаны с повышением показателей огневой мощи, защищенности и командной управляемости.

-3

Основным вооружением является 120мм нарезная пушка L30A1 с повышенными показателями внутренней баллистики и точности стрельбы. Ствол пушки оснащен эжектором и теплозащитным кожухом нового образца ; канал ствола выполнен хромированным. Типовой боекомплект составляет 50 выстрелов раздельно-картузного заряжания; номенклатура боеприпасов аналогична применяемой на танке CHALLENGER. В 1999 году в боекомплект введен выстрел с оперенным бронебойным подкалиберным снарядом ( APFSDS-T) L27A1 ( CHARM 3), имеющим удлиненный сердечник из сплава на основе обедненного урана и новый метательный заряд из высокоэнергетических порохов . Начальная скорость снаряда составляет 1650м/c; заявленная бронепробиваемость- 350мм/60град/2000 метров, т.е. снаряд сопоставим с такими образцами , как M829A2 и DM53. Пушка оснащена оптико-электронной системой учета теплового изгиба трубы ствола.

-4
-5
-6

В 2000-х гг в Великобритании были разработаны образцы 120мм БОПСов с сердечником, изготовленных из вольфрамового сплава ( L28A1 и L28A2). Данное решение было продиктовано как меньшей стоимостью и экологической безопасностью подобных боеприпасов ( при незначительном падении боевой эффективности), так и ориентацией на зарубежных заказчиков , эксплуатирующих танки семейства CHALLENGER. Данных о серийном производстве выстрелов для британской армии у меня нет. В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой 7,62*51мм пулемет L94A1 CHAIN GUN. Зенитный пулемет L37A2 аналогичного калибра перенесен на люк заряжающего и имеет ручные приводы наведения. Боекомплект пулеметов составляет 4000 патронов.

Амбразура спаренного пулемета в орудийной маске ( справа от ствола пушки). Прямоугольная амбразура рядом с входным окном системы TOGS 2- входное окно оптико-электронной системы учета теплового изгиба ствола.                                                                                                           Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_02.jpg
Амбразура спаренного пулемета в орудийной маске ( справа от ствола пушки). Прямоугольная амбразура рядом с входным окном системы TOGS 2- входное окно оптико-электронной системы учета теплового изгиба ствола. Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_02.jpg
Фото: https://www.primeportal.net/tanks/stephen_cruickshank/challenger_ii/
Фото: https://www.primeportal.net/tanks/stephen_cruickshank/challenger_ii/

Основной прицел наводчика SAVAN-10 является совместной разработкой британской кампании BARR@STROUD и французской THALES OPTRONICS. Прицел перископический, с независимой стабилизацией линии визирования в двух плоскостях и встроенным лазерным дальномером. Диапазон измеряемой дальности составляет от 200 до 10000 метров; точность измерения -10 метров. Оптический канал прицела имеет два режима увеличения- 3 и 10 крат. Электронный баллистический вычислитель производства канадского отделения американской фирмы GENERAL DYNAMICS с комплектом датчиков входной информации является доработанной версией баллистического вычислителя ОБТ М1А1 ABRAMS. Дополнительно наводчик использует вспомогательный телескопический прицел NANOQUEST L30.

У командира танка установлен стабилизированный панорамный прицел SAGEM VS-580-10, также совмещенный с лазерным дальномером и оптическим каналом с двумя режимами увеличения ( 3,2 и 10,5 крат). Прицел обеспечивает круговой обзор местности, кроме того, по периметру командирской башенки установлено восемь широкоугольных перископических приборов наблюдения. Для стрельбы в ночное время , а также в сложных метеоусловиях применяется тепловизионный модуль TOGS 2 также разработанный при участии фирмы THALES ( как видно, комплектующие французского производства использовались в конструкции прицельных комплексов не только российских танков). Тепловизионное изображение передается в прицел наводчика и на дисплей командира танка. При этом не совсем понятно, как работает стабилизация поля зрения прицелов в ночное время , поскольку модуль тепловизионной системы жестко крепится над стволом орудия, соответственно, перед каждым последующим выстрелом , когда пушка фиксируется на угле заряжания , наводчик и командир танка будут терять возможность поиска и сопровождения целей. Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет полностью электрические приводы наведения; диапазон углов вертикального наведения составляет от -10 до +20 градусов; перебросочная скорость — до 40 град./сек.

Основные компоненты СУО и ряд других подсистем танка объединены цифровой шиной MIL Std1553B, что позволяет интегрировать танк в единую информационную систему управления боем в составе подразделения ( PBISA) , с которой сопрягаются также инерциальная навигационная система с приемником GPS и цифровая система связи BOWMAN.

Башня танка крупным планом. Над пушкой- модуль тепловизионной системы TOGS 2. Левее в орудийной маске- амбразура вспомогательного телескопического прицела наводчика с приоткрытой защитной крышкой. Левее на крыше башни- входное окно основного прицела наводчика; над ним- головная часть командирской панорамы.
Башня танка крупным планом. Над пушкой- модуль тепловизионной системы TOGS 2. Левее в орудийной маске- амбразура вспомогательного телескопического прицела наводчика с приоткрытой защитной крышкой. Левее на крыше башни- входное окно основного прицела наводчика; над ним- головная часть командирской панорамы.
-10
Рабочее место наводчика.
Рабочее место наводчика.
Рабочее место командира. Слева направо- окуляр панорамного прицела, биокуляр тепловизора, многофункциональный дисплей системы PBISA, панель управления.
Рабочее место командира. Слева направо- окуляр панорамного прицела, биокуляр тепловизора, многофункциональный дисплей системы PBISA, панель управления.
-13
Заряжание пушки практическим 120мм БОПСом L29A1.
Заряжание пушки практическим 120мм БОПСом L29A1.
-15
-16

Сварной бронекорпус машины по конструкции подобен бронекорпусу базового CHALLENGER. В конструкции носового узла применяются многослойные комбинированные броневые преграды ,известные как CHOBHAM 2 поколения или DORCHESTER. борта усилены четырехсекционными противокумулятивными экранами. Башня нового образца, имеет упрощенную форму и усиленную броневую защиту. Касаемо уровня последней, в сети вновь в свое время фигурировали самые разные оценки, при этом многие специалисты были склонны считать CHALLENGER 2 чуть ли не самым защищенным ОБТ НАТО. Однако в дальнейшем в сеть были сброшены куда более скромные параметры стойкости лобовых броневых деталей ( что в общем то не удивительно- боевая масса машины практически не изменилась). Итак, на сегодняшний день стойкость лобовой проекции корпуса и башни оценивается в 500…550мм КГС по защите от кинетических; 900мм- по защите от моноблочных кумулятивных боеприпасов. Как видно, показатели весьма умеренные; кроме того , танк в полной мере унаследовал от базовой модели обширные по площади ослабленные зоны в лобовой проекции. Это, напомню, монолитная НЛД толщиной 65мм/30град; характерный проем в ВЛД под люк механика- водителя и достаточно существенный зазор в зоне стыка корпуса с башней.

Танк оснащен быстродействующим ППО, системой коллективной защиты от ОМП, проведены мероприятия по снижению тепловой и радиолокационной сигнатуры машины. На лобовых скулах башни справа и слева от пушки крепятся по пять дымовых гранатометов L8 для стрельбы дымовыми, аэрозольными и осветительными гранатами, кроме того, для постановки дымовых завес может использоваться термодымовая аппаратура.

-17
-18
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_48.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_48.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_14.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_14.jpg
-21
-22
-23

Силовая установка практически не претерпела изменений- по факту это все тот же 1200-сильный многотопливный дизель CV12 CONDOR ( фирмы PERKINS). Однако сопрягается он с новой гидромеханической трансмиссией DAVID BROWN TN54, обеспечивающей получение шести передач переднего и двух- заднего хода. Помимо прочего, усовершенствованы системы охлаждения, воздухоочистки, смазки и электрооборудования.

-24
Гидромеханическая трансмиссия TN54
Гидромеханическая трансмиссия TN54
-26
-27
-28
Отделение управления танка.
Отделение управления танка.
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_44.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_44.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_33.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_33.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_17.jpg
Фото: https://armorjournal.com/Walkarounds/Tanks/Challenger-2/Challenger-2_17.jpg
Фото: https://data3.primeportal.net/tanks/ulrich_wrede/challengerii/images/challengerii_01_of_36.jpg
Фото: https://data3.primeportal.net/tanks/ulrich_wrede/challengerii/images/challengerii_01_of_36.jpg
-34

Всего на двух танковых заводах в городах LEEDS и NEWCASTLE было изготовлено 386 танков CHALLENGER 2. Последние серийные машины были поставлены в феврале 2002 года. Единственным зарубежным заказчиком британского танка стал Оман, заказавший в период с 1993 по 1997 год 38 машин двумя партиями. Данные машины были доработаны применительно к эксплуатации в условиях пустыни . Были установлены система кондиционирования обитаемых отделений, усиленная система воздухоочистки и охлаждения двигателя. Любопытно, что были установлены гусеницы раннего образца, т.е . с ОМШ последовательного типа, а также зенитный пулемет M2HB калибра 12,7*99мм.

CHALLENGER 2 ВС Омана. На крыше башни установлен 12,7мм зенитный пулемет. Можно рассмотреть также гусеницы с ОМШ последовательного типа.
CHALLENGER 2 ВС Омана. На крыше башни установлен 12,7мм зенитный пулемет. Можно рассмотреть также гусеницы с ОМШ последовательного типа.
Хорошо видны дополнительные радиаторы системы охлаждения двигателя .
Хорошо видны дополнительные радиаторы системы охлаждения двигателя .
-37

Подводя итог, можно отметить что CHALLENGER 2 заслуживает самых неоднозначных оценок по сравнению с другими ОБТ стран НАТО. В ходе модернизации не удалось радикально улучшить показатели защищенности и живучести , а также подвижности танка. Бюджетные ограничения не позволили провести модернизацию в необходимом объеме ( в частности, англичане отказались от установки дизеля мощностью 1500 л. с., хотя на этапе разработки машины такие планы были). Боевые действия в Персидском Заливе 2003 года, а также в Косово я рассматривать не буду; сразу перейду к Украине. Итак, всего ВСУ получили 14 танков, которые поступили на вооружение 82 отдельной десантно-штурмовой бригады. Танки применялись в ходе контрнаступления на Запорожском направлении летом 2023 года. В начале сентября в сети были продемонстрированы видеокадры, снятые в районе Работино , на которых подтверждается факт уничтожения первого CHALLENGER 2. Судя по видео- 100% безвозврат, машина полностью выгорела, башня была сорвана с погона. Спустя несколько дней Минобороны России заявило об уничтожении еще одного танка. Две машины были уничтожены в Курской области в 2024 году. В обоих случаях танки также были полностью разрушены, причем башню одного из них буквально разорвало на куски. Вызывает удивление тот факт , что Великобритания , формально являясь наиболее активным союзником Украины, поставила машины в наименьшей степени подготовленные для ведения масштабных боевых действий. Причем, в том же Ираке, имея дело с заведомо более слабым противником, все британские танки прошли комплексную доработку, предусматривающую в том числе установку дополнительных средств защиты. Украинские же экипажи вынуждены были дооснащать CHALLENGER 2 кустарно изготовленными противокумулятивными решетками, установленными по принципу кто сколько успеет. Ни одного танка , оснащенного динамической защитой или полноценными противодроновыми козырьками-мангалами я лично не видел. Хотя те же LEOPARD и ABRAMS дооснащаются ДЗ вполне себе массово и в ряде случаев с достаточно эффективным перекрытием защищаемых проекций. К этому можно добавить низкие показатели проходимости на украинском черноземье, проблемы с логистикой ( боеприпасы танка не совместимы ни с одним другим применяемым ВСУ образцом). В тоже время достаточно мощная и точная 120мм нарезная пушка представляет серьезную угрозу для большей части российского танкового парка, хотя опять же с другой стороны , ее боекомплект не позволяет решать задачу по поражению широкого спектра целей в условиях текущего конфликта ( используемые боеприпасы имеют в основном противотанковую направленность). Если говорить о сравнении с российскими танками , то по данным ВНИИТРАНСМАШ, ВТУ CHALLENGER 2 примерно равен нашему Т-90А. Учитывая превосходство британца в показателях командной управляемости и обзорности, возможно, так оно и есть.

-38
+1
2
+1
8
+1
4
+1
1
+1
1
+1
0
+1
4

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии