Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
После изучения трофея наши инженеры пришли к роковым выводам: копировать «Тигр» нельзя
В 1943 году, в разгар Второй мировой войны, советские войска захватили первый «Тигр». Этот грозный немецкий танк, ставший символом нацистской военной мощи, был важным трофеем, добытым советскими бойцами недалеко от Рабочего поселка №5 Ленинградской области.
Как выяснили советские инженеры, он превосходил по толщине брони и вооружению все имеющиеся на тот момент отечественные аналоги. Однако, несмотря на все его достоинства, советская сторона приняла решение не копировать этот танк. Почему же инженеры СССР отказались от идеи создания своего «Тигра»?
Итоги первой мировой войны ясно показали, что при осуществлении прорыва обороны противника остро необходимы тяжелые танки. Хорошо защищенные броней, с дальнобойным, мощным орудием. СССР уже к 1940 году создал такую машину — КВ-1.
Обладающий лобовой броней до 75 мм и оснащенный 76 мм пушкой, он был практически неуязвим для ПТО Вермахта. Понимая это, Германия приступила к разработке собственного стального «зверя». В 1937 году первый прототип «Тигра» был создан лучшими конструкторами фирмы «Хеншель» и «Порше».
Улучшая его конструкцию, инженеры, впоследствии, довели лобовую броню до 100 мм, установили 88 мм пушку. Такой монстр уже имел все шансы остаться невредимым при прямых попаданиях советских КВ-1 и Т-34. А учитывая прицельную дальность стрельбы в 2000 м, он превращался в отлично защищенную артиллерийскую установку, способную не подпустить противника близко, и, в то же время, самому наносить мощные удары издалека.
Несмотря на превосходное вооружение и броню, танк имел и ряд недостатков, которые выявились в процессе наступательных боев под Ленинградом. Общий вес с топливом и боекомплектом был порядка 55 тонн. Во – первых, это ограничивало передвижение по мостам и переправам, во вторых, пересеченная местность с русским бездорожьем и черноземом пагубно сказывалась на проходимости, а нагрузки на ходовую часть приводили к частым поломкам.
В результате, из первых четырех «Тигров», выгруженных в 1942 году на станции Мга, до линии фронта доехал только один. У двух вышла из строя коробка передач, еще у одного из-за перегрева произошло возгорание двигателя. Дороги СССР сильно отличались от таковых в Восточной Европе, а немецкие конструкторы не стали учитывать дополнительные нагрузки при проектировании. За что потом их боевая машина расплачивалась сполна. Но, несмотря на это, в последующих боях стальной «зверь» показал всю свою мощь. В битве за Харьков из 37 машин немцы потеряли всего 3.
Первый трофейный «Тигр»: главные выводы
Но вернемся к нашему «Тигру», захваченному под Ленинградом и отправленному в Кубинку для изучения. Советские инженеры немедленно приступили к разбору и осмотру грозной машины.
Вот список основных преимуществ и недостатков, вскрывшихся по ходу исследований и испытаний на полигоне.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- Лобовая хромо-молибденовая броня толщиной 100 мм
- 88 мм пушка KwK 36 была, однозначно, лучшей среди мировых аналогов
- Двигатель «Майбах» HL 210 мощностью в 700 л.с. с системой струйной смазки, обеспечивающей подачу масла при сухом картере
- Электроспуск наводчика и бинокулярный прицел, увеличивающие точность выстрелов
- Хорошая обзорность из танка для водителя, наводчика и командира
- Автоматический гидравлический сервопривод, улучшающий управляемость в разных дорожных условиях
- Продуманный механизм поворота машины позволял максимально быстро разворачивать её, захватывая цели в любом радиусе
- «Шахматная» подвеска Книпкампа обеспечивала плавное движение и возможность на малом ходу вести точный огонь по противнику
- При экспериментальных стрельбах из разных артиллерийских орудий, пробить лобовую броню смогла только зенитная пушка 52-К калибром 85 мм, и то с 500 м.
НЕДОСТАТКИ:
- Неуравновешенность башни с вынесенной вперед пушкой, что затрудняло поворот башни при крене даже в 5 градусов
- Строго вертикальная лобовая броня не имела возможности рикошета, и любой снаряд, попадая, тратил 100% кинетической энергии на её пробивание
- Подвеска при повреждениях не позволяла быстро заменить каток, необходимо было снять весь верхний ряд колес
- Сложная коробка передач, капризность которой признавали и сами немцы
- Бензиновый двигатель был прожорливей дизельного, что уменьшало расстояние, пройденное на одной заправке бака
- Обилие сложных в обслуживании и изготовлении деталей и механизмов, ведущих к удорожанию машины и увеличивающих время сборки.
В итоге наши специалисты пришли к выводу, что «Тигр», хоть и является отличной боевой машиной, но технически сложен в изготовлении, требователен в обслуживании и обладает массой излишеств, не принципиальных при ведении боевых действий. К тому же, во время войны, необходимо много танков, производство которых налажено серийно, по конвейерному типу. А мастерить вундервафли дело конечно интересное, но затратное и бесполезное.
И вместо того, чтобы создать такого же монстра «под копирку», решили совершенствовать средства его поражения. Так появились советский тяжелый танк КВ-85 с 85 мм пушкой и СУ-152 со 152 мм гаубицей. Опыт боевых действий 1943-44 годов показал и необходимость разработки новых боеприпасов. К примеру, новый бронебойно-трассирующий снаряд БР-540, выпущенный с расстояния в 1500 метров СУ-152 напрочь сносил башню «Тигра», будто её и не было.
Любая военная технология, по сути своей, является соревнованием брони и снаряда. Эта вечная гонка заставляет изобретать все более мощные боеприпасы, чтобы противопоставить их совершенствующейся «броне» противника. Так, с переменным успехом, было и во Второй мировой войне. Но победа была за СССР, и не только благодаря превосходным танкам, но мужеству и самоотверженности русского солдата, своим героизмом и парой гранат готовом остановить любого железного монстра.
Поделись видео: