Почему красноармейцы ненавидели встречи с немецкой САУ «Hetzer»

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
6
+1
2
+1
3
+1
1
+1
0
+1
0

«Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли «оса»…

Немецкая легкая САУ класса истребителей танков «Jagdpanzer 38 (t)» гораздо более известна под фронтовым прозвищем «Hetzer». Прямого аналога этому слову в русском языке не имеется, чаще всего его переводят как «Подстрекатель» или «Борзая».

Советские бойцы ее тоже успели окрестить, причем кличек ей дали довольно много. Часть из них намекают на форму корпуса самоходки: «Гробик», «Колун» или «Зубило». Очевидно за вредность при малых размерах на некоторых участках фронта ее прозвали «Вошь». Самым распространенным названием стало «Оса». И не случайно, жалить она могла очень больно.

Известный российский историк и специалист по бронетехнике Михаил Свирин считает эту дешевую малоразмерную и подвижную машину шедевром немецкого танкостроения. Эту точку зрения разделяют многие исследователи, утверждая, что если бы она появилась на полях сражений немного раньше, то могла бы изменить ход всей Второй мировой войны. Почему?

Почему красноармейцы ненавидели встречи с немецкой САУ «Hetzer»

Как появилась эта странная САУ?

Спроектирована самоходка на базе чешского танка PzKpfw 38(t), славившегося своей удачной подвеской. Впрочем, базовое шасси было серьезно доработано, самоходка значительно шире, так что использовались только узлы и агрегаты.

Из своей 75-мм пушкм PaK 39/2 с длиной ствола 43 калибра она могла подбить любой средний танк (как советский, так и союзников) на стандартной дистанции боя 800-900 метров. При этом сама имела достаточно толстую лобовую броню (60 мм) установленную под рациональным углом 60 градусов. И 85-мм орудие ЗИС-С-53 танка Т-34-85 и 76-мм пушка M1 «Шермана» могли пробить ее только с предельно близкого расстояния, сотня-другая метров.

Впрочем, борта были в три раза тоньше и защищали только от стрелкового оружия и осколков.

Двигатель мощностью 160 л.с. разгонял ее до 40 км/ч и обеспечивал удельную мощность 10,2 л.с/тн. На последних модификациях двигатель форсировали до 176 л.с. (11,2 л.с/тн). Это для машин подобного класса маловато, но подвижность и маневренность чаще всего оценивается довольно высоко. Кстати, на испытаниях в СССР «Хетцер» на дороге с твердым грунтом без особых проблем разогнался почти до 47 км/ч. Проходимость самоходки тоже была на уровне средних танков.

Кроме того, машину отличали сравнительно небольшие размеры и низкий силуэт, так что бороться с ней было довольно сложно.

К счастью, до руководства Рейха слишком поздно дошло, что при огромном численном перевесе бронетехники СССР и союзников нужны не монстры, способные все сокрушать, но при этом дорогие и капризные, а дешевые и пригодные к массовому производству подвижные истребители танков небольших размеров.

-2

Чем опасны «Хетцеры»?

Производили «Хетцеры» всего год, с апреля сорок четвертого по апрель сорок пятого года. Но и за этот короткий срок успели наштамповать 2827 штук или больше половины немецких истребителей танков всех модификаций. Применялись они в основном на Восточном фронте. По состоянию на апрель сорок пятого года из четырех тысяч единиц немецкой бронетехники на советско-германском фронте почти четверть составляли «Хетцеры».

Основным тактическим приемом этой самоходки был огонь из-за укрытия с быстрой сменой позиции. Обнаружить его было довольно сложно и, зачастую, он успевал подбить несколько танков, пока противник вообще начинал понимать, что происходит и с какой стороны его обстреливают.

О своей первой встрече с «Хетцером» рассказал в воспоминаниях гвардии капитан Масленников. Его батальон двигался колонной в десятке километров от переднего края. Неожиданно головной танк вспыхнул как спичка, тут же была подбита и вторая машина. Понять, откуда ведется стрельба было невозможно. Прежде, чем они заметили три маленькие самоходки, похожие на гробики было потеряно еще две машины.

Но обнаружить мало, надо еще их подбить. Казалось для семи оставшихся танков с их 85 мм орудиями это проблем не составит. Но оказалось не так просто. Они прятались за каменными заборами и выскакивая в разных местах после выстрела опять прятались.

«После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый «гробик» с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли «оса» и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед…», вспоминает ветеран.

САУ «Хетцер». Фото в открытом доступе.

В общем после серии импровизированных противотанковых САУ не базе устаревших танков гитлеровцам наконец удалось создать удачную боевую машину. Сохранив низкую себестоимость и высокую огневую мощь всего семейства «Мардеров», она избавилась от присущих им недостатков, в частности от высокого силуэта, открытой рубки и слабой защиты.

Слабые места «Хетцера»

Разумеется, он имел и свои недостатки. Довольно тесное боевое отделение, перегруз передних катков, плохая обзорность и очень маленький угол горизонтального наведения. Но в боевых частях машина понравилась. Против Т-34 она оказалась действительно эффективной и хорошо зарекомендовала себя в противотанковых дивизионах.

На базе «Хетцера» попытались создать боевые машины с другими функциями. Три из них даже пошли в серию, но оказались не такими удачными.

В наиболее большом количестве сделали БРЭМ «Bergepanzer 38», предназначенную для техобслуживания подразделений истребителей танков. В уменьшенной по высоте рубке без крыши установили двухтонный кран и снабдили машину приспособлениями для буксировки и 5-тонной лебёдкой.

Однако бронированная ремонтно-эвакуационная машина получилась так себе. Малая удельная мощность позволяла буксировать линейные «Хетцеры» только на пиковой нагрузке по ровной дороге. Бездорожье и уклоны оказались не по зубам. Тем не менее их делали до конца войны и использовали в боевых условиях. Сделали их меньше двухсот штук.

В августе сорок четвертого после прекращения выпуска САУ «Грилле», которая использовала базовое шасси танка PzKpfw 38(t) (его перестали производить практически одновременно с запуском в серию «Хетцера), 150-мм орудие s.I.G.33 попытались установить на шасси новой противотанковой самоходки.

БРЭМ «Bergepanzer 38». Фото в открытом доступе.

Потребность в самоходной гаубице в войсках была очень велика. Машина получила довольно длинное официальное название: «15 cm schweres Infanteriegeschütz 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38(t) Hetzer». Сейчас более известна как «Хетцер-Бизон». Испытания САУ прошла довольно успешно, но в серию не пошла. Заводы «ВММ» и «Шкода» были перегружены выпуском противотанковых самоходок. Заказ передали на фирму «Алкетт», которая осилила две дюжины новых и еще семь переделали из пришедших на ремонт «Хетцеров».

В ходе подготовки наступления в Арденнах, в декабре сорок четвертого года два десятка «Хетцеров» переделали в огнеметные под названием «Flammpanzer 38». Предназначались они для боев в городах. От серийных «Хетцеров» огнеметный отличался только тем, что вместо пушки установили огнемёт Flammenwerfer 41. С баком на 700 литров огнесмеси он мог работать полторы минуты, выплевывая струю огня на полсотни метров. Применили их и в Арденнах, и на Балатоне. Но в городах им воевать не пришлось, а в сельской местности их боевая эффективность оказалась практически нулевая.

В начале сорок пятого года один из захваченных «Хетцеров» испытывали совместно с аналогичной САУ СУ-57б, разработанной на Горьковском заводе. В целом предпочтение отдали советской самоходке. Преимуществом немецкой сочли только установку на крыше рубки пулемета с дистанционным управлением. Тем не менее, саму идею таких машин оценили, о чем и написали в заключении отчета:

«Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало…»

+1
0
+1
6
+1
2
+1
3
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии