Loading...
Необычные или странные. Пять опытных советских БМП, не пошедших в серию - новости Подоляка

Необычные или странные. Пять опытных советских БМП, не пошедших в серию

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
5
+1
0
+1
4
+1
0
+1
0
+1
0
В канун Нового года хотелось порадовать читателей легким, но в то же время занимательным материалом, а значит, что пришло время для новой интересной подборки на определенную тему.

В этот раз я решил рассказать вам об опытных советских боевых машинах пехоты, которые были реально построены, проходили испытания, но уступили место другим машинам.

Ну, поехали!

Объект 911

Удивительное творение волгоградских конструкторов, которое из-за своей сложности ну никак не могло стать массовой БМП. Тем не менее, когда в первой половине 1960-х проходил конкурс среди заводов и КБ за право производить основную боевую машину пехоты для Советской армии, ВгТЗ не постеснялся отправить на испытание этот необычный образец.

Объект 911 на гусеницах

А что же в нем такого? Правильный ответ: гусенично-колесный движитель. И именно в таком порядке. При этом переход на колеса происходит не как на танках серии БТ: гусеницы снимать не надо, поскольку две пары колес, позаимствованных у самолета Ил-14, опускаются с помощью гидравлики из корпуса.

Объект 911 на колесах

Привод осуществлялся на заднюю пару, а передняя использовалась для поворота. У мехвода на этот случай была съемная рулевая колонка.

И с другого ракурса

И это еще не все! Гусеничный движитель имел механизм изменения клиренса от 96 мм до 426 мм. При этом все операции, то есть переход с гусениц на колеса и изменение клиренса происходили при остановке без выхода мехвода из машины.

Вид на кормовую часть. Да, очень напоминает будущую БМД-1

В итоге Объект 911 прошел испытания, но уступил более простому и сбалансированному Объекту 765 от ЧТЗ, который мы и знаем как БМП-1.

Ну а волгоградцы тоже не остались обижены, поскольку вскоре их Объект 915 приняли на вооружение ВДВ как БМП-1.

Объект 19

Еще одно чудо техники одновременно с колесами и гусеницами. Правда вторые выполняли только вспомогательную функцию для передвижения по пересеченной местности, чтобы из-за большой колесной базы просто не сесть на брюхо.

Объект 19 в Кубинке до реставрации

БМП Объект 19 на тот же конкурс на БМП-1 представил Алтайский тракторный завод из города Рубцовск. Машина, конечно, получилась оригинальной.

В гусеничной на грунт части использовались полые катки от плавающего танка ПТ-76. Опускалась она за 15-20 секунд на месте или на небольшой скорости.

Объект 19 с разных ракурсов

Вообще, подобное решение уже использовалось серийно на БРДМ-1 и БРДМ-2. Но там были не гусеницы, а колеса.

БРДМ-1

Решение с дополнительным гусеничным движителем выглядело интересно, но при этом сулило дополнительные сложности при эксплуатации и не могло не отразиться на цене.

Но на мой взгляд у Объекта 19 имелся еще один существенный недостаток, а именно способ посадки и высадки десанта. Посмотрите на фото ниже и найдите два люка для десанта за башней. Да, вот через них нужно было в случае чего резко покидать машину.

Вид на кормовую часть. Вот через те два люка за башней пехоте и предстояло садиться внутрь машины и потом покидать ее

И после этого еще кто-то ругает БМП-1 за узкие проемы задних дверей…

Объект 19 не стал серийной БМП, но зато теперь радует своим необычным внешним видом посетителей танкового музея в Кубинке.

Объект 19 после восстановления. Источник фото: https://topwar.rul

Объект 1200

В танковом музее в Кубинке экспонируется очень интересный образец, который при первом взгляде может показаться каким-нибудь ранним прототипом «Бумеранга». Но нет! Эта машина создана в первой половине 1960-х для конкурса на БМП для Советской армии силами Брянского автомобильного завода.

Объект 1200 в Кубинке. Источник фото: Шивва Рудра. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27875089

БАЗ был дочерним предприятием ЗиЛа и специализировался на тяжелой колесной технике, поэтому в попытке предложить именно колесную БМП нет ничего удивительного.

Компоновка у машины получилась интересная: двигатель разместили в корме у левого борта, а вдоль правого сделали проход для посадки и высадки десанта. Всего внутри помещалось семь пехотинцев: трое спереди, за местами мехвода и командира и еще четверо между боевым отделением и двигателем. При этом у сидевших спереди своих люков не было.

Объект 1200 с разных ракурсов

Компромиссная идея с проходом рядом с двигателем себя не оправдала: проходы оказались слишком узкими и неудобными. Особенно трудно давалась посадка и высадка троицы, сидевшей спереди: им нужно было еще и протиснуться мимо боевого отделения.

Зато динамические характеристики колесной БМП оказались на высоте: 300-сильный дизель разгонял 10-тонную машину до 90 км\ч по шоссе. Для сравнения: на БТР-60 в те годы ставилась спарка из двух 90-сильных бензиновых агрегатов.

Процесс посадки в Объект 1200

Также на высоте было и бронирование: лобовая деталь имела толщину в 60 мм, что было очень солидно для этого класса техники. Да и сейчас весьма недурно.

В качестве БМП Объект 1200 военных не устроил. Помимо сложностей с посадкой и высадкой десанта, заказчику не нравилась более слабая проходимость по сравнению с гусеничными конкурентами. Особенно во время выхода из воды на берег под уклоном.

Объект 1200 на марше.

Жаль, что БАЗ не продолжил изыскания, например, по теме колесного бронетранспортера. Если решить проблемы с компоновкой, то мог бы получиться хороший конкурент ГАЗовских БТР-60/70/80. Тот факт, что современные бронетранспортеры очень похожи на БАЗовскую опытную машину, хоть ничего не доказывает, но о чем-то определенно говорит.

Кстати, вы могли заметить, что я ничего не говорил о комплексе вооружения трех предыдущих БТР. Дело в том, что с ним определились еще до конкурса, поэтому участвующим КБ нужно было создать именно шасси. Ну а состав комплекса вам хорошо знаком: 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматом заряжания, 7,62-мм пулемет ПКТ и ПТРК 9М14М «Малютка».

ГАЗ-50

На этом месте можно подумать, что автор перебрал предновогоднего настроения и несет какую-то ерунду. Разве это колесная БМП? Это же БТР-70 с башней от БМП-1!

Это не совсем так. В 1971 году КБ Горьковского автозавода представило колесную БМП, созданную с использованием узлов и агрегатов БТР-60ПБ. При этом установкой башни от БМП-1 не ограничились и существенно переделали корпус, изменили схему посадки десанта, заменили двигатели на более мощные (два по 120 л.с.). В общем, назвать новую машину лишь модернизацией БТР-60ПБ язык не поворачивается.

Над комплексом вооружения думать не пришлось: взяли башню от БМП-1 со всем содержимым. В таком виде машину представили военным, но они идею не оценили и колесная БМП от ГАЗа в серию не пошла.

Серийный БТР-70. Источник фото: Владимир Саппинен. https://picasaweb.google.com/lh/photo/hfYVhiXJM0tpApmsE7-qq9MTjNZETYmyPJy0liipFm0, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29167290

Зато доработанный ГАЗ-50 с традиционным для отечественных БТР вооружением в виде 14,5-мм пулемета КПВТ, спаренного с ПКТ, в 1972 году будет принят на вооружение как бронетранспортер БТР-70. Серийный выпуск стартует же в 1976-м.

Объект 688 (с первой версией боевого модуля)

Путь БМП-3 к принятию на вооружение и серийному производству был по-настоящему долог и тернист. В процессе отрабатывались многие решения, в том числе разные комплексы вооружения. Изначально машина проектировалась под необитаемую башню с 30-мм автоматической пушкой 2А42, ПУ под два выстрела ПТРК «Конкурс», пулемет ПКТ и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17.

Объект 688 в Кубинке в 2015 году. Фото из моего личного архива

Машину в таком виде раскритиковали за недостаточную огневую мощь, после чего начались работы над новым вариантом.

Тут помог без преувеличения великий советский оружейник Василий Грязев: за короткое время он сконструировал на базе 100-мм танковой пушки Д-10Т более легкое орудие-пусковую установку 2А70. С ней и новой полноценной башней БМП-3 и пойдет в серию.

Серийная БМП-3

И вот тут есть вопрос. А не ошиблись ли 40 с лишним лет назад, отказываясь от более простого, но вполне оптимального для БМП комплекса вооружения?

Да. 100-мм орудие делает из БМП-3 вполне себе легкий танк, но при этом в случае попадания в боеукладку метательные заряды и исключительно осколочно-фугасные снаряды для 2А70 устраивают мощный взрыв, не давая шансов на спасение ни экипажу, ни десанту. Публиковать такие кадры не буду, легко при желании найдете в сети. Поэтому, насколько я слышал, 100-мм снаряды часто не берут на задачи, связанные с высадкой десанта. Чтобы просто не рисковать.

Объект 688

И еще один фактор: поскольку запуск ПТУР у БМП-3 осуществляется через ствол, калибр боеприпаса ограничен, а это плохо влияет на его бронепробиваемость. Размещение же ракет снаружи позволяет использовать лучшие из имеющихся ПТРК, невзирая на их калибр.

Объект 688

В общем, первый вариант БМП-3 был вполне себе жизнеспособен, а в некоторых ситуациях мог проявить себя даже лучше, чем серийная версия.

А что думаете вы?

+1
0
+1
5
+1
0
+1
4
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии