Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В этот раз я решил рассказать вам об опытных советских боевых машинах пехоты, которые были реально построены, проходили испытания, но уступили место другим машинам.
Ну, поехали!
Объект 911
Удивительное творение волгоградских конструкторов, которое из-за своей сложности ну никак не могло стать массовой БМП. Тем не менее, когда в первой половине 1960-х проходил конкурс среди заводов и КБ за право производить основную боевую машину пехоты для Советской армии, ВгТЗ не постеснялся отправить на испытание этот необычный образец.
А что же в нем такого? Правильный ответ: гусенично-колесный движитель. И именно в таком порядке. При этом переход на колеса происходит не как на танках серии БТ: гусеницы снимать не надо, поскольку две пары колес, позаимствованных у самолета Ил-14, опускаются с помощью гидравлики из корпуса.
Привод осуществлялся на заднюю пару, а передняя использовалась для поворота. У мехвода на этот случай была съемная рулевая колонка.
И это еще не все! Гусеничный движитель имел механизм изменения клиренса от 96 мм до 426 мм. При этом все операции, то есть переход с гусениц на колеса и изменение клиренса происходили при остановке без выхода мехвода из машины.
В итоге Объект 911 прошел испытания, но уступил более простому и сбалансированному Объекту 765 от ЧТЗ, который мы и знаем как БМП-1.
Ну а волгоградцы тоже не остались обижены, поскольку вскоре их Объект 915 приняли на вооружение ВДВ как БМП-1.
Объект 19
Еще одно чудо техники одновременно с колесами и гусеницами. Правда вторые выполняли только вспомогательную функцию для передвижения по пересеченной местности, чтобы из-за большой колесной базы просто не сесть на брюхо.
БМП Объект 19 на тот же конкурс на БМП-1 представил Алтайский тракторный завод из города Рубцовск. Машина, конечно, получилась оригинальной.
В гусеничной на грунт части использовались полые катки от плавающего танка ПТ-76. Опускалась она за 15-20 секунд на месте или на небольшой скорости.
Вообще, подобное решение уже использовалось серийно на БРДМ-1 и БРДМ-2. Но там были не гусеницы, а колеса.
Решение с дополнительным гусеничным движителем выглядело интересно, но при этом сулило дополнительные сложности при эксплуатации и не могло не отразиться на цене.
Но на мой взгляд у Объекта 19 имелся еще один существенный недостаток, а именно способ посадки и высадки десанта. Посмотрите на фото ниже и найдите два люка для десанта за башней. Да, вот через них нужно было в случае чего резко покидать машину.
И после этого еще кто-то ругает БМП-1 за узкие проемы задних дверей…
Объект 19 не стал серийной БМП, но зато теперь радует своим необычным внешним видом посетителей танкового музея в Кубинке.
Объект 1200
В танковом музее в Кубинке экспонируется очень интересный образец, который при первом взгляде может показаться каким-нибудь ранним прототипом «Бумеранга». Но нет! Эта машина создана в первой половине 1960-х для конкурса на БМП для Советской армии силами Брянского автомобильного завода.
БАЗ был дочерним предприятием ЗиЛа и специализировался на тяжелой колесной технике, поэтому в попытке предложить именно колесную БМП нет ничего удивительного.
Компоновка у машины получилась интересная: двигатель разместили в корме у левого борта, а вдоль правого сделали проход для посадки и высадки десанта. Всего внутри помещалось семь пехотинцев: трое спереди, за местами мехвода и командира и еще четверо между боевым отделением и двигателем. При этом у сидевших спереди своих люков не было.
Компромиссная идея с проходом рядом с двигателем себя не оправдала: проходы оказались слишком узкими и неудобными. Особенно трудно давалась посадка и высадка троицы, сидевшей спереди: им нужно было еще и протиснуться мимо боевого отделения.
Зато динамические характеристики колесной БМП оказались на высоте: 300-сильный дизель разгонял 10-тонную машину до 90 км\ч по шоссе. Для сравнения: на БТР-60 в те годы ставилась спарка из двух 90-сильных бензиновых агрегатов.
Также на высоте было и бронирование: лобовая деталь имела толщину в 60 мм, что было очень солидно для этого класса техники. Да и сейчас весьма недурно.
В качестве БМП Объект 1200 военных не устроил. Помимо сложностей с посадкой и высадкой десанта, заказчику не нравилась более слабая проходимость по сравнению с гусеничными конкурентами. Особенно во время выхода из воды на берег под уклоном.
Жаль, что БАЗ не продолжил изыскания, например, по теме колесного бронетранспортера. Если решить проблемы с компоновкой, то мог бы получиться хороший конкурент ГАЗовских БТР-60/70/80. Тот факт, что современные бронетранспортеры очень похожи на БАЗовскую опытную машину, хоть ничего не доказывает, но о чем-то определенно говорит.
Кстати, вы могли заметить, что я ничего не говорил о комплексе вооружения трех предыдущих БТР. Дело в том, что с ним определились еще до конкурса, поэтому участвующим КБ нужно было создать именно шасси. Ну а состав комплекса вам хорошо знаком: 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматом заряжания, 7,62-мм пулемет ПКТ и ПТРК 9М14М «Малютка».
ГАЗ-50
На этом месте можно подумать, что автор перебрал предновогоднего настроения и несет какую-то ерунду. Разве это колесная БМП? Это же БТР-70 с башней от БМП-1!
Это не совсем так. В 1971 году КБ Горьковского автозавода представило колесную БМП, созданную с использованием узлов и агрегатов БТР-60ПБ. При этом установкой башни от БМП-1 не ограничились и существенно переделали корпус, изменили схему посадки десанта, заменили двигатели на более мощные (два по 120 л.с.). В общем, назвать новую машину лишь модернизацией БТР-60ПБ язык не поворачивается.
Над комплексом вооружения думать не пришлось: взяли башню от БМП-1 со всем содержимым. В таком виде машину представили военным, но они идею не оценили и колесная БМП от ГАЗа в серию не пошла.
Зато доработанный ГАЗ-50 с традиционным для отечественных БТР вооружением в виде 14,5-мм пулемета КПВТ, спаренного с ПКТ, в 1972 году будет принят на вооружение как бронетранспортер БТР-70. Серийный выпуск стартует же в 1976-м.
Объект 688 (с первой версией боевого модуля)
Путь БМП-3 к принятию на вооружение и серийному производству был по-настоящему долог и тернист. В процессе отрабатывались многие решения, в том числе разные комплексы вооружения. Изначально машина проектировалась под необитаемую башню с 30-мм автоматической пушкой 2А42, ПУ под два выстрела ПТРК «Конкурс», пулемет ПКТ и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17.
Машину в таком виде раскритиковали за недостаточную огневую мощь, после чего начались работы над новым вариантом.
Тут помог без преувеличения великий советский оружейник Василий Грязев: за короткое время он сконструировал на базе 100-мм танковой пушки Д-10Т более легкое орудие-пусковую установку 2А70. С ней и новой полноценной башней БМП-3 и пойдет в серию.
И вот тут есть вопрос. А не ошиблись ли 40 с лишним лет назад, отказываясь от более простого, но вполне оптимального для БМП комплекса вооружения?
Да. 100-мм орудие делает из БМП-3 вполне себе легкий танк, но при этом в случае попадания в боеукладку метательные заряды и исключительно осколочно-фугасные снаряды для 2А70 устраивают мощный взрыв, не давая шансов на спасение ни экипажу, ни десанту. Публиковать такие кадры не буду, легко при желании найдете в сети. Поэтому, насколько я слышал, 100-мм снаряды часто не берут на задачи, связанные с высадкой десанта. Чтобы просто не рисковать.
И еще один фактор: поскольку запуск ПТУР у БМП-3 осуществляется через ствол, калибр боеприпаса ограничен, а это плохо влияет на его бронепробиваемость. Размещение же ракет снаружи позволяет использовать лучшие из имеющихся ПТРК, невзирая на их калибр.
В общем, первый вариант БМП-3 был вполне себе жизнеспособен, а в некоторых ситуациях мог проявить себя даже лучше, чем серийная версия.
А что думаете вы?
Поделись видео: