Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В начале 70-х годов в СССР в 3 НИИ ГРАУ Министерства Обороны стартовали НИР «Бином» и «Запруда» по созданию в том числе эффективного средства ПВО полкового звена сухопутных войск. Опыт эксплуатации и боевого применения ЗСУ-23-4 «Шилка» и ее модификаций, наряду с высокой эффективностью борьбы с низколетящими целями, особенно в сложной помеховой обстановке, выявил и ряд недостатков. К их числу относились:
- недостаточная зона эффективного обстрела целей;
- недостаточное могущество 23-мм снарядов при стрельбе по перспективным высокозащищенным целям ( например, штурмовик A-10A «Thunderbolt» или ударный вертолет AH-64 «Apache», находившиеся в разработке);
- ограниченные возможности собственных средств наблюдения и прицеливания ( приоритетный вид боевой работы «Шилки»- с целеуказанием от приданных РЛС обнаружения и пунктов управления).
Теоретически устранить эти недостатки можно было бы за счет увеличения калибра зенитных автоматов. Экспериментальным путем было установлено что наиболее оптимальным вариантом является калибр 30мм ( патрон 30*165мм), причем как с точки зрения могущества боеприпаса так и обеспечения заданного темпа стрельбы. Последний фактор для средств ПВО был не менее важен , а дальнейшее увеличение калибра оказало бы на него только негативное влияние. В 1973 году было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке нового образца перспективной ЗСУ, получившей обозначение «Тунгуска». Одним из основных требований военных было обеспечение максимально возможной автономности боевого применения- соответственно , машина должна иметь собственные высокоэффективные средства обнаружения и наведения- РЛС кругового обзора. и РЛС сопровождения цели. С учетом повышения поисково-прицельных возможностей логичным представлялось повышения зоны поражения целей до рубежа, превышающего дальность применения ими собственного бортового оружия. Соответственно , было принято решение оснастить машину дополнительным зенитным управляемым ракетным вооружением, которое поддержал заказчик. Окончательно тактико-технические требования к «Тунгуске» были согласованы в 1975 году между ГРАУ и 3 НИИ Минобороны СССР, а также управлением начальника ПВО Сухопутных Войск. Ведущим разработчиком назначалось Тульское КБ Приборостроения ( Гл. Конструктор- А.Г. Шипунов и В. П. Грязев). Работы по машине и комплексу в целом протекали достаточно сложно и несколько раз находились на грани закрытия. Одна из причин- принятие на вооружение в 1975 году ЗРК малой дальности «Оса-АК», несколько превосходивший «Тунгуску» по параметрам зон поражения воздушных целей. Однако, по возможностям поражения , например, ударных вертолетов ( особенно, зависающих или кратковременно появляющихся ( подскакивающих) из -за укрытий , «Тунгуска» показывала значительно лучшие результаты, в основном, за счет меньшего времени реакции ( более чем в три раза) и практически отсутствия мертвых зон ( для пушечного вооружения).
По этом причинам, а также, с учетом эффективного боевого применения американских ударных вертолетов в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, работы по «Тунгуске» были продолжены. По итогу , зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) 2К22 «Тунгуска» был принят на вооружение Советской Армии в 1982 году. Серийное производство было развернуто на Ульяновском Механическом Заводе. В 1990 году на вооружение был сдан модернизированный комплекс 2К22М («Тунгуска-М»), отличавшийся повышенной надежностью и увеличенным ресурсом ряда узлов и агрегатов, а также применения более современных средств связи для обеспечения взаимодействия с новыми образцами комплексов внешнего управления и целеуказания. На нем, а точнее на боевой машине 2С6М, мы и остановимся более подробно.
Боевые средства ЗПРК 2К22М включают в себя батарею из шести боевых машин ( ЗСУ) 2С6М, транспортно-заряжающих машин, машин ремонта и технического обслуживания, учебно- тренировочные средства. ЗСУ 2С6М представляет собой полностью бронированную гусеничную боевую машину с башней кругового вращения. Боевая масса машины- 34 тонны; экипаж -4 человека. Отделение управления расположено в передней части корпуса со смещением к левому борту. В нем размещается механик-водитель , приводы управления движением, аппарат ТПУ и другое оборудование. Посадка и высадка осуществляется через люк в крыше корпуса; в ВЛД выполнен смотровой люк мехвода с ветровым стеклом, закрываемым откидной бронекрышкой. В днище корпуса имеется люк аварийного выхода; кроме того, предусмотрена возможность перехода мехвода в боевое отделение.
Боевое отделение размещается во вращающейся башне 2А40М, которая крепится на погоне в средней части корпуса. С внешней стороны по бортам башни расположены по одному двуствольному 30мм зенитных автомата 2А38М и четыре направляющих для зенитных управляемых ракет ( ЗУР) 9М311М в транспортно-пусковых контейнерах ( ТПК).
В башне по правому борту размещается командир машины ; по левому- оператор. За рабочими местами командира и оператора расположено рабочее место наводчика. Функционально отсек с рабочими местами командира, оператора и наводчика объединен в отделение управления башней. Перед командиром и оператором размещены шкафы с аппаратурой управления и индикации РЛС и цифровой вычислительной системы, системой охлаждения, пульт управления командира, радиостанция Р-173, аппараты ТПУ, элементы аппаратуры навигации и другое оборудование. У командира в крыше башни установлена командирская башенка с комбинированным прибором наблюдения ТКН-3 и двумя призменными приборами ТНПО-170А.
На рабочем месте наводчика установлено прицельно-оптическое оборудование , пульт управления, приводы наведения, пульт пуска ЗУР, различная радиоэлектронная аппаратура.
За отделением управления башни находится артиллерийский отсек. В нем размещается боекомплект зенитных автоматов с подводящими рукавами, механизмами загрузки и выгрузки, уравновешивающие механизмы автоматов и другое оборудование. Далее следует кормовой отсек башни, в котором расположены блоки РЛС, системы охлаждения и кондиционирования. МТО с дизельным двигателем, трансмиссией , обслуживающими и другими системами находится в кормовой части корпуса.
Для управления огнем зенитной артиллерии и пуска ЗУР , а также решения задач обнаружения, взятия на сопровождение и распознавания цели, используется радиолокационно-приборный комплекс 1А27М. В его состав входят:
- радиолокационная система 1РЛ144, состоящая из РЛС обнаружения и целеуказания, РЛС сопровождения цели, наземного радиолокационного запросчика. Система обеспечивает поиск, обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей, передачу текущих координат цели в цифровую вычислительную систему , передачу управляющих команд на ракету. Антенна станции обнаружения цели монтируется на крыше башни и обеспечивает сектор обзора по углу места- 18…20 град, по азимуту -на 360 град. Дальность обнаружения цели типа » Легкий тактический истребитель» составляет 16…19 км.
Антенна станции сопровождения цели монтируется в передней части башни и обеспечивает сектор обзора по азимуту 120 градусов и 0….15 градусов- по углу места. Максимальная дальность взятия на автосопровождение цели типа «Легкий тактический истребитель» достигала 10…13 км. Обе станции успешно обнаруживали и сопровождали низколетящие и зависающие вертолеты ( на дистанциях соответственно 16…17 км и 11…16км. Обеспечивалось сопровождения целей в условиях воздействия активных помех;
- цифровая вычислительная система 1А26М предназначена для решения задач управления и стабилизации вооружения, оптических и радиолокационных средств при боевой работе, а также контроль и диагностику основных систем ЗСУ;
- система измерения углов качки 1Г30 предназначена для измерения углов крена и курсового угла с последующей передачей их значений в ЦВС 1А26М , а курсового угла также в навигационную аппаратуру;
- оптический прицел с системой наведения и стабилизации 1А29 предназначен для поиска, обнаружения и сопровождения наземных и воздушных целей и определения угла рассогласования между продольной осью ракеты и линией визирования на цель.
30-мм двухствольный зенитный автомат 2А38М обеспечивает стрельбу патронами , подаваемыми в каждый ствол из общей патронной ленты единым механизмом подачи. Автомат имел один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Управление стрельбой осуществлялось дистанционно, с помощью электроспуска. Автоматика оружия основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых через газоотводные отверстия стволов в газовые цилиндры. Блоки стволов крепятся по бортам башни и имеют углы вертикального наведения от -9 до +85 градусов. Охлаждение стволов жидкостное: водяное или с использованием антифриза.
Суммарный темп стрельбы автоматов составляет 4060…4810 выстрелов в минуту. Боекомплект составляет 1936 патронов с осколочно-фугасно-зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами , снаряженными в единую ленту в соотношении 4:1. При стрельбе по наземным целям могут применяться также патроны с бронебойно- трассирующими снарядами. Начальная скорость снарядов составляет 960…980 м/c. Живучесть автомата составляет не менее 8000 выстрелов при соблюдении режима стрельбы 100 выстрелов с последующим охлаждением стволов.
При использовании артиллерийского вооружения дальность поражения цели типа «Легкий тактический истребитель» составляет от 200 до 4000 метров; высота поражения- от 0 до 3000 метров. Прицельная дальность стрельбы по наземным целям составляет до 2000 метров. Вероятность поражения цели типа «F-16» составляет ~0,5…0,6 за один цикл стрельбы; «ударный вертолет» ~ 0,6…0,7. Время реакции ЗСУ составляет 8…10 секунд.
Зенитная управляемая ракета 9М311 выполнена по бикалиберной схеме и размещается в транспортно-пусковом контейнере. Полетная масса ракеты-42 кГ. Стартовый двигатель сообщает ракете начальную скорость 900м/c, после чего отделяется. После вывода ракеты на линию визирования ее маршевая ступень продолжает полет в баллистическом режиме, при этом средняя скорость на траектории составляет ~ 600м/c. Боевая часть массой 9 кГ представляет отдельный отсек со стержневыми поражающими элементами. Для повышения эффективности БЧ оснащалась дополнительной осколочной рубашкой, образующей осколочное поле. Ракета комплектовалась неконтактным датчиком цели и контактным взрывателем. Первый обеспечивал подрыв БЧ в зоне до 5 метров от цели; второй-при прямом попадании. Для наведения ракеты использовалась полуавтоматическая радиокомандная система с оптической линией связи. ЗУР обеспечивала поражение целей, летящих со скоростью до 500 м/c на дистанциях от 2500 до 8000 метров и на высотах от 0 до 3500 метров. Вероятность поражения цели типа «F-16» составляла~ 0,64; «ударный вертолет»~0,8.
Корпус и башня боевой машины сварены из катаных стальных броневых листов и обеспечивают защиту экипажа от огня ручного стрелкового оружия и легких осколков снарядов и мин. Применяется также система коллективной защиты от оружия массового поражения, автоматическое противопожарное оборудование, система кондиционирования обитаемых отделений и аппаратуры, термодымовая аппаратура.
В качестве базового шасси используется гусеничный самоходный легкобронированный транспортер ГМ-352.
В МТО установлен многотопливный дизель В-46-2С1 мощностью 710 л.с. с обслуживающими системами; вспомогательный газотурбинный двигатель 9И56 мощностью 120 л.с. , предназначенный для обеспечения функционирования основных агрегатов и систем при нерабоиающем основном двигателе; гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота и редуктором отбора мощности; топливные баки. 12 обрезиненных двускатных опорных катков имеют регулируемую гидропневматическую подвеску. В состав ходовой части входят также шесть поддерживающих катков, цельнометаллические направляющие и ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, гусеницы с последовательным РМШ и гидравлическими механизмами натяжения. Величина минимального клиренса составляет 180мм; основного- 450мм; максимальная- 580мм.
Максимальная скорость по шоссе составляет 65 км/ч; на местности 40…45 км/ч; запас хода по шоссе- 500 км.
Организационно четыре БМ ЗПРК «Тунгуска» сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи ( вместе со взводом ЗРК «Стрела-10») зенитного дивизиона мотострелкового ( танкового) полка. Батарейный командный пункт ПУ-12М связан с командным пунктом управления подразделениями ПВО полка ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
Комплекс поставлялся за рубеж, в частности , в Индию, Марокко и Мьянму.
В заключении напомню, что «Тунгуска» разрабатывалась в 70-х годах прошлого века. Было бы нелепо обвинять ее в недостаточной эффективности , скажем по поражению ударных FPV- дронов или управляемых ракет различных типов, а также в низкой живучести при ведении боевых действий в городских условиях. Выше неоднократно перечислялись приоритетные цели, для борьбы с которыми предназначался комплекс. Для своего времени машина представляла собой достаточно эффективное оружие, не имеющее аналогов за рубежом.
Совершенствование «Тунгуски» в России было продолжено, а опыт войсковой эксплуатации и наработки по комплексу были использованы при создании ЗПРК семейства «Панцирь».
Поделись видео: