Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Напомню, что боевая машина поддержки танков «Объект 199» ( ОКР «Рамка 99») впервые была продемонстрирована в самом начале 2000-х гг, т.е. более двух десятилетий назад. Разработчик (УКБТМ) позиционировал машину как новое высокозащищенное огневое средство, способное действовать в одних боевых порядках с основными танками. Развитая автоматизированная система управления огнем обеспечивала своевременное обнаружение танкоопасных целей, а многоканальный комплекс вооружения- их эффективное подавление. На машине с самого начала в штатную комплектацию входил панорамный прицел командира; кроме того она имела всеракурсную защиту от легких противотанковых средств ( РПГ, ПТУР). В качестве базы использовалось шасси основного танка Т-90С.
С этого момента машина активно рекламировалась на различных профильных выставках и показах как в нашей стране , так и за рубежом. В результате , партии БМПТ были закупили Казахстан и Алжир.
Российская же Армия с принятием на вооружение БМПТ мягко говоря не спешила , и на это имелись достаточно веские причины. Во-первых, БМПТ стоила дороже основного танка, весьма отличаясь от него конструктивно ( новая конструкция бронекорпуса и башни, а также измененная компоновка узлов и агрегатов внутри машины). Производство танков Т-90А в 2004…2010 гг стоило Тагильчанам достаточно больших усилий ( при этом одновременно велось производство Т-90С для зарубежных заказчиков). Сам танковый конвейер нуждался в модернизации и расширении производственных мощностей. При этом в войсках находилось большое количество устаревших танков, нуждающихся в модернизации. Ко всему, никто не освобождал Завод от выпуска инженерных машин на танковой базе. Второй момент, не менее важный чем первый, Министерство Обороны затруднялось с определением роли БМПТ в общевойсковом бою и ее место в ОШС танковых и мотострелковых частей и подразделений. При этом было вполне очевидно , что при должной организации боевых действий эффективным средством поддержки танков является сам танк. Видимо, руководствуясь данными соображениями, в 2012 году на «Уралвагонзаводе» была развернута масштабная программа модернизации танков Т-72Б/Б1 до уровня Т-72Б3, а также реконструкция производственных мощностей и выпуск экспортной продукции. К БМПТ вернулись в 2017 году, когда ВС РФ был поставлен, предположительно , ротный комплект машин. В 2018 году БМПТ приняли участие в Параде Победы на Красной Площади. Несколькими днями ранее машина была официально принята на вооружение Российской Армии.
БМПТ , прошедшие по Красной Площади, вероятно, были в некомплектном состоянии. Об этом, в частности, можно было судить по заглушкам на входных окнах прицелов стрелков- гранатометчиков ( в дальнейшем в сети демонстрировалось видео с рабочего места мехвода БМПТ , подтверждающего это предположение). Также, предположительно, после Парада вся партия машин вернулась на Завод- изготовитель. Аналогичная ситуация повторилась на Параде 2019 года. Окончательно машины были переданы в войска только в ноябре 2020 года. Опытно-войсковая эксплуатация БМПТ проводилась на полигоне 90-й Гвардейской Танковой Дивизии, где в общем-то и отрабатывались приемы и способы ведения боевых действий, взаимодействия с танковыми и другими подразделениями и т.д.
С началом СВО дивизия принимала участие в тяжелейших боях на Киевском направлении. Что касается БМПТ, то они «засветились» чуть позже, под Северодонецком. Что можно сказать о боевом применении? Машина зачастую применяется как и другая бронетехника- то есть выдвигается на ЛБС и прямой наводкой наносит огневое поражение по выявленным целям. Корректировка огня происходит с помощью БПЛА или иных средств разведки и целеуказания. Собственно, зачастую, также применяются и танки и, скажем, БМП-3. Несомненным преимуществом машины является высокая боевая живучесть. В отличие от тех же танков, здесь нет легковоспламеняющихся метательных зарядов и 125мм боеприпасов. Топливные баки размещены в изолированных отсеках. Элементы ДЗ надежно перекрывают лобовую и бортовую проекции ( в последнем случае могут навешиваться дополнительные элементы в тканевых чехлах). Кроме того, бортовая проекция корпуса дополнительно экранируется узлами и агрегатами на надгусеничных полках ( ФВУ, дизель-генератор, отсеки БК автоматических гранатометов, топливные баки, отсек АКБ и тп).
Широко разрекламированное противником «уничтожение БМПТ» под Кременной официального подтверждения не получило. Да, есть видео весьма низкого качества , на которой видим обездвиженную машину в лесополосе. Возможно, экипаж уже покинул ее. Далее следует попадание в кормовую проекцию, примерно в зону расположения кормового топливного бака. Происходит кратковременное возгорание, после чего видео обрывается. Можно ли говорить что машину после этого надо списывать в безвозврат? Применение комплекса вооружения самой БМПТ выглядит весьма впечатляюще. Конечно , машина пригодилась бы при ведении боевых действий в условиях городской застройки и прочее, хотя максимальный угол ВН пушек и спаренного пулемета ( 45 град) не всегда может быть достаточен для поражения высокорасположенных целей. Не совсем понятен и выбор в качестве ПТУР ракет семейства «Атака». В условиях, когда БМПТ взаимодействует с штурмовыми группами логично было бы установить пехотный ПТРК. К слову , на первом опытном образце «Объекта 199» применялись ПТУР «Корнет». Также отсутствует возможность перевозки десанта, причем даже если переоборудовать БМПТ в некий тяжелый БТР , проблема оперативного и безопасного десантирования из него все равно будет трудноразрешима в рамках реализованной компоновочной схемы.
В итоге, насколько можно судить по информации из открытых источников , роты БМПТ будут придаваться для усиления танковых полков. В многочисленных репортажах с Танкового Конвейера «Уралвагонзавода» единичные экземпляры машин на сборке мелькали. Насколько такое усиление будет эффективным- время покажет.
Поделись видео: