Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Легендарная советская малолитражка, которую в народе называли по-разному: «ушастый», «Запик», «горбатый» и т. д., была не только очень популярной, но и хранила в себе несколько «авторских» секретов от изобретателей.
История появления самого дешевого в СССР, и поэтому доступного в приобретении автомобиля начинается с 1955 года.
Руководство Советского Союза в лице партии и правительства создало специальную программу экономического развития страны, где первоочередным заданием являлось обеспечение граждан доступным по цене транспортом.
Теперь, когда есть возможность сравнить все достижения советского автопрома, можно сделать выводы, что модель ЗАЗ-965 «Запорожец» являлся уникальным по своим возможностям автомобиль.
Удачная конструкция
Проект изначально принадлежал конструкторам Московского Завода Малолитражных Автомобилей, которые создали автомобиль «Москвич 444».
Простая система воздушного охлаждения силового агрегата, расположенного в заднем багажном отсеке была первой особенностью автомобиля.
Проведя модернизацию модели, коллектив завода передал всю техническую документацию инженерам конструкторского бюро Запорожского завода «Коммунар».
Проектирование заинтересовало военное ведомство СССР. Простая система воздушного охлаждения силового агрегата, расположенного в заднем багажном отсеке была первой особенностью автомобиля, которая гарантировала защиту автомобиля от повреждений осколками.
Позже планы министерства изменились, и проект решили отдать на доработку для использования малолитражки гражданским населением.
Коллектив НАМИ в помощь запорожским инженерам предоставил технические разработки, составленные на основе «Москвича 444» под названием «Белка».
Проект был интересен технически, но предложенная итальянцами модель «FIAT 600», показалась намного практичнее в эксплуатации, а главное, дешевле в сборке.
Гладкое днище, доработанное инженерами Москвы и Запорожья, отсутствие наружных элементов, замедляющих движение на скорости, сделали машину повышенной проходимости.
Доступная цена (всего в 1800 рублей) была «подъемной» для самых простых советских людей, но и это еще не все. Простой и дешевый автомобиль имел секреты, о которых даже владельцы узнавали далеко не сразу.
Несмотря на предвзятое мнение, что машину скопировали, на самом деле из «фиатовской» модели была взята только одна задняя подвеска, все остальное советские инженеры разрабатывали самостоятельно.
Топливная система и его расход
Многоразовые топливные фильтры, которые после промывки становились как новые, было то, что требовалось многим автомобилистам.
Процедуру промывки можно было совершить где угодно: времени это занимало немного, дополнительный инструмент и приспособления не требовались.
Владелец мог заливать в бак бензин любого октанового числа, для двигателя «Запорожца» это было абсолютно одинаково, все равно расход топлива был примерно 6 литров на 100 км пробега.
Повышенная проходимость
Гладкое днище автомобиля в соприкосновении с грязью действовали как лыжи по снегу.
«Запорожец» свободно проезжал там, где другие автомобили грузли. Единственная по проходимости малолитражка, которая была лучше для того времени, была разве что Луа969.
«Запик», даже если где застревал, мог выехать с любой грязи, но здесь нужны были хитрость, терпение и физическая сила.
В этом автомобиле имелась заводная ручка, кривой стартер, как его называли. Заглушив двигатель и переключив скорость, водитель мог с помощью прокручивания коленчатого вала «сорвать» машину с застрявшего места на сухой участок.
Как это не удивительно звучит, но немцы покупали экспортную модель «Запорожца» без всякого опасения: автомобиль стоил копейки, ремонтировался легко, и запчастей было много, при этом, ему нестрашны были никакие дороги.
Расположение дверей
На «Запорожце» двери в салон открывались навстречу движения, что, по мнению многих конструкторов, было небезопасно.
Возможно, доля правды в замечании и есть, но владельцы автомобиля утверждали, что это очень удобно, да и не развивала модель скорость, которая была бы критической.
Максимум, что можно было выжать на «ушастом», это 90 км/ч, да и то ненадолго, так как двигатель быстро перегревался на высоких оборотах.
Технологическое отверстие
Кому из инженеров пришла в голову мысль сделать в днище «Запорожца» технологическое отверстие и главное, зачем это было нужно, так и не понятно.
Советские люди просты, но предприимчивы: рыбаки в зимний период умудрялись выезжать на скованные льдом участки водоемов и, пробурив лунки, ловили рыбу прямо из салона автомобиля.
В летний зной, по крайней мере, на стоянке, так как во время движения в салон залетала пыль, благодаря этому отверстию, салон быстрее остывал.
Чтобы добраться и раскрутить крышку требовалось максимум 10 минут, поэтому многие водители пользовались возможностью на свое усмотрение.
Поделись видео: