Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Проект под названием «Советский Союз», задачей которого было создание группы военных линкоров абсолютно нового класса, должен бы стать типом военно-морского вооружения, обеспечивающим надежную охрану территории СССР от посягательств враждебных государств.
До начала Великой Отечественной войны линкоры считались самым мощным кораблем военного типа.
По количеству действующих линейных кораблей определялась не только мощность военно-морских сил, но и экономическое состояние государства, так как затраты на постройку и содержание боевых кораблей требовались очень большие.
Почему линкорам уделялось повышенное внимание
Большую часть военных судов доставшихся советской власти в наследство, большевики порезали на металлолом.
Коммунисты опасались доверять ключевые командные посты офицерам, до этого служивших царю, поэтому было принято решение начать строительство собственных линкоров, обслуживать которые должны были «свои», получившие специальное образование моряки.
По окончанию Первой мировой, другие государства, имеющие свои флотилии, не спешили увеличивать количество линкоров: Германии это было вовсе запрещено, а другие страны Япония, Франция, Италия, Великобритания и США придерживались решения, которое было оговорено на Вашингтонской и Лондонской конференции.
Ситуация начала меняться в начале 30-х годов прошлого столетия, по окончанию сроков договоренностей.
СССР отставала от других государств, имея перед началом Второй Мировой войной всего три боевых линкора: «Гангут», «Севастополь» и «Петропавловск».
Проектирование двух боевых кораблей было поручено НИИ военного кораблестроения только в 1936 году, при этом, линкоры должны быть на порядок технически лучше тех, которые имелись во флотилиях других государств.
Даже при самом большом желании построить за 5 лет (до начала ВОВ) новые корабли советские кораблестроители не могли.
Было принято решение провести капитальные ремонты по восстановлению для тех, которые остались и переименовать.
Реконструкция выполнялась с множественными нарушениями и на скорую руку. «Парижская коммуна», «Октябрьская революция» и «Марат» по очереди, так как не хватало мощностей и средств, хотя и прошли модернизацию, имели множество недоделок.
Был еще один линкор, полуразобранная «Полтава», но, к сожалению, средств на ее ремонт было недостаточно, поэтому судно решили сдать на переплавку.
Новые послевоенные проекты советских линкоров
Сталин дал личное указание на начало проектирования линкоров под кодовым названием «Советская Союз». Сталина боялись и понятно за что, поэтому никто из военных не решился высказать собственные мысли.
Время линкоров заканчивалось, и это все понимали, при этом постройка таких гигантов требовала колоссального финансирования, вот только взять денег было негде.
Специалисты пытались переубедить в том, что линкоры слишком уязвимы на ближнем бою: их легко можно потопить как с помощью подводных лодок, так и с воздуха.
Тем не менее, Сталин упорно настаивал, что линкоры нужны флоту, не зря же Гитлер так дорожил своим океанским флотом.
Действительно, немцы во время войны широко использовали четыре своих линейных корабля, но их целью были не советские корабли.
Гитлера больше интересовали караваны союзников, поставлявшие морским путем Советскому Союзу нужный советскому народу транспорт, включая военный, медикаменты, еду и одежду.
Достаточно было несколько раз показательно потопить несколько кораблей, как союзники предпочли искать другой способ доставки важных грузов.
В середине лета 1938 года был заложен первый линкор океанского типа.
Следом за этим на других судостроительных заводах начали строить еще 3 линкора, в Северодвинске и Николаеве. Советские корабли должны быть сильнее немецких линкоров, и это условие было обязательным.
Если бы проекты были реализованы, то потенциально новые советские линейные были бы на порядок выше и смогли бы противостоять не только германскому, но и американскому и английскому флотам.
Немецкие «Бисмарк» и «Шарнхорст» для других судов, особенно для кораблей вооруженных дальнобойным вооружением были довольно легкой мишенью.
Если бы советские линкоры были достроены, их 406-мм орудия легко бы противостояли любой угрозе.
Вспомогательное оборудование и броню специально заказывали в Германии и Швейцарии, но в большинстве своем все остальное изготавливалось самостоятельно.
Линкоры нового типа не боялись ни авианалетов, ни атак подводных лодок. Бронированная палуба могла выдерживать налеты с использованием авиабомб весом в 500 кг. Не страшны были и артиллерийские снаряды, так как вертикальная броня была непробиваемой для дальнобойных орудий.
Что касается вооружения, то здесь только японские линкоры типа «Ямато» были равными соперниками, на этих кораблях были установлены новейшие дальнобойные береговые пушки, способные наносить урон на дальних расстояниях.
Конец проекту
И все же, от задуманных планов пришло отказаться. С самого начала безграмотность, отсутствие квалификации и разгильдяйство привело к множественным нарушениям срывало сроки спуска кораблей на воду.
После постройки первого линкора оказалось, что заклепки, которые были использованы для крепежа листового металла, изготавливались из некачественной стали. Чтобы изготовить 70 тыс. заклепок требовались колоссальные средства и время.
После того как Николаевский завод был захвачен немцами, был обнаружен один, практически достроенный корабль. Гитлер, узнав, что новый линкор был гораздо больше «Бисмарка» дал указание выяснить, можно ли достроив корабль использовать его в войне.
Немецкие специалисты, осмотрев остов огромного корабля, честно ответили, что для этого требуются слишком большие средства. Для Германии постройка кораблей такого типа была «неподъемной», поэтому от идеи пришлось отказаться.
По окончанию войны после долгих раздумий как поступить с недостроенными кораблями-гигантами, было принято решение оставить на время все как есть.
Чуть позже стало ясным, что время линейных кораблей уходит в небытие. Флоту требовались другие корабли: подводные лодки и авианосцы, так как именно они могли обеспечить надежную охрану и защиту страны от нападения со стороны враждебных государств.
Чуть позже все металлические части были распределены для выполнения ремонтов оставшихся единиц, а то, что нельзя было использовать, передали на переплавку.
Поделись видео: