Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Удивительно, но если посмотреть вертолетные рейтинги, то окажется, что Ми-24 прочно занимает вторую строчку. Он стал вторым в мире ударным вертолетом после американского после АН-1 «Кобра». По массовости выпуска он тоже уступил первенство американцам, пропустив вперед АН-64 «Апач».
Тем не менее, в списке приоритетов ему тоже есть чем гордиться. Он первый, построенный по концепции «летающей БМП», то есть может доставить к полю боя отделение солдат с оружием, а потом обеспечить ему огневую поддержку.
Кстати, американцы пытались сделать что-то подобное, но единственный экземпляр скоростного ударного вертолета, способного перевозить десант, «Сикорский» S-67 разбился во время демонстрационных полетов на авиашоу в Фарнборо. После этой катастрофы к теме они охладели и для решения подобных задач предпочитают использовать пару специализированных вертолетов. Сначала транспортник UH-1 «Ирокез» с ударным АН-1 «Кобра», потом в паре стали работать UH-60 «Блэк Хок» и АН-64 «Апач».
Послужной список Ми-24 впечатляет. Из двух с половиной сотен официально признанных стран мира он стоял на вооружении в семидесяти, по состоянию на прошлый год в тридцати двух из них продолжал нести службу. За полвека эксплуатации принял участие в трех десятках войн и вооруженных конфликтов от войны во Вьетнаме до уже последних этого тысячелетия. Инженерам из СССР есть чем гордиться!
В общем машина известная, и вроде хорошо знакомая всем, кто хоть что-то читал про вертолеты. Однако и про нее можно рассказать много интересного из того, о чем редко пишут в публикациях. Я решил собрать несколько любопытных фактов, и рассказать вам всё пошагово:
№5 По итогу должен был получиться другой вертолет
Общий принцип всех боевых машин, предназначенных для доставки пехоты в зону непосредственного боевого соприкосновения подразумевает, что десант защищен броней от огня противника (малый калибр и осколки). Кроме того, под ее прикрытием в случае необходимости может вести огонь из личного стрелкового оружия.
Однако с целью сокращения сроков разработки (от постановления правительства о начале работ до изготовления первого прототипа прошло менее года) было принято решение о максимальной унификации с уже отработанными и освоенными в производстве Ми-8 и Ми-14. Поэтому бронировку получила только кабина пилотов, десантный отсек защиты не имел. Из-за скоростей, на которых действовал вертолет десант не мог подобно американцам во Вьетнаме вести огонь и из открытых дверей. В общем, над полем боя десант становился бесполезным и уязвимым грузом.
Тем не менее Ми-24 в том же Афганистане помимо нанесения ударов широко применялся для высадки тактического десанта и эвакуации раненых.
№4 После испытаний на машине экстренно меняли вооружение!
По первоначальному проекту вертолет был вооружен пушкой ГШ-23 и уже существующими ПТУР. Но военные пожелали увидеть на нем крупнокалиберный пулемет и противотанковый комплекс «Штурм», который был еще в стадии разработки. Это потянуло за собой ряд изменений в проекте. Миль с этой задачей блестяще справился, чего нельзя сказать об оружейниках. Поэтому на испытания вертолет вышел с уже устаревшим ПТУР «Фаланга», в котором за ракетой тянулся провод, по которому передавались команды с джойстика оператора. Вместо четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7 который тоже не был готов поставили одноствольный А-12,7.
Оружейники опоздали конкретно, именно с таким вооружением и поступили в войска первые 250 вертолетов, получивших обозначение Ми-24А. Впрочем, когда наконец сделали четырехствольный пулемет, он не прижился, слишком капризный. В итоге остановились на спаренной 23 мм пушке ГШ-23.
№3 Самый быстрый серийный вертолет СССР
Среди серийно выпускаемых вертолетов Ми-24 по-прежнему остается самым быстрым. В горизонтальном полете его штатная максимальная скорость 340 км/ч. В семьдесят восьмом году немного облегченный (снято вооружение и бронирование) серийный Ми-24 разогнавшись до 368,4 км/ч установил мировой рекорд. Он продержался почти десять лет.
Только в восемьдесят шестом его смог побить британский Westland Lynx (Вестлендская рысь) с результатом 400 км/ч. Правда английский рекордсмен значительно отличается от серийного многоцелевого вертолета: на нем установили в полтора раза более мощные двигатели и полностью заменили винтовую группу на специально разработанную. С такими доработками Ми-24ЛЛ в 2016-м году вернул себе первенство разогнавшись до 405 км/ч и став опять самым быстрым вертолетом классической схемы.
Рекорд скороподъёмности Ми-24 поставил еще раньше, в семьдесят пятом, поднявшись на три километра за две с половиной минуты, а на шесть за восемь с небольшим.
№2 Была одна странная особенность
Вертолет Ми-24 выделяется своими довольно большими (размах почти шесть с половиной метров) крыльями. Но вот нужны они не только для подвески вооружения, как в прочих вертолетах. При движении они обеспечивают треть подъемной силы, разгружая винт. Особенно это полезно при вертикальном маневрировании, скажем при исполнении «боевого разворота» или «горки». Благодаря крыльям вертолет просто прыгает вверх с перегрузкой до 4 g.
Однако, это же затрудняет взлет с максимальной загрузкой, особенно в гористой местности, где воздух разрежен. В Афганистане обычно при взлете был нужен разбег в сотню — полторы метров. Садились тоже так же, но тут уже причина другая, из-за пыли, поднятой винтами земли было просто не видно и это пылевое облако надо было немного обгонять.
Как в самолетах сделали убирающееся шасси. С убранным шасси обтекаемость серьезно повышалась. Вот только вертолетчики, привыкшие к обычным вертолетам, про эту особенность иногда забывали. Хорошо, когда просто не убирали после взлета, хуже, когда не выпускали при посадке.
№1 Основная тактика – штурмовка
Характерные особенности вертолета определили и тактику его применения. Самым эффективным оказался подлет к цели на большой скорости, залп с полутора километров неуправляемыми ракетами, при подлете интенсивный огонь из пулеметов или пушки и над целью прицельный сброс авиабомб. Зависать он, разумеется мог, но высокоточное оружие в том же Афганистане оказалось не очень востребованным, целей для него не было.
Любопытно, что американцы, кичащиеся своим высокоточным оружием и снявшие множество рекламных роликов и боевиков, в которых вертолет зависает за укрытием, а потом внезапно «выпрыгивает» и бьет на поражение в реальных боях, особенно при заградительном огне с земли быстро перешли на штурмовые удары неуправляемыми ракетами на большой скорости.
Кстати, создаваемый в основном как истребитель танков Ми-24 в этом качестве смог себя проявить только в восьмидесятых, во время Ирано-иракской войны. Там один иракский экипаж поставил своеобразный рекорд, в первые три месяца нащелкав более полусотни танков. Побить его не получилось, скорее всего потому, что у Ирана скоро танков не осталось.
Осталось добавить, что ОКБ Миля по мнению экспертов всё-таки удалось создать машину, в которой реализованы основные качества современного боевого вертолета.
Поделись видео: