Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Топливный бак в танке воспринимается как прямая угроза для жизни и здоровья экипажа. Пробитие или возгорание топливного бака влечёт не только потерю техники, но и возможные потери в личном составе. Однако, это не мешает ставить топливные баки практически сразу за лобовой бронёй корпуса подавляющего большинства ОБТ мира. Но почему так делают? Неужели места корме мало?
Топливный бак в танке
Стоит понимать, что в танке, как и в другой гусеничной или автомобильной технике полно разных ёмкостей для хранения жидкостей, будь то омывайка, антифриз, масло или топливо… Их никто в здравом уме не смешивает, но в отличие от автомобилей, в танках тот же масленый бак может быть гораздо больше и вполне сопоставим с одной ёмкостью для топлива.
К слову, топливный или масленый бак в танке не просто ёмкость с горловиной или подсоединённой трубкой. Ещё во времена Второй Мировой в разных странах велись работы по протектированию топливных баков. Прижились два основных вариант – самозатягивающаяся резина на корпусе бака и ячеистый или губчатый наполнительно. Кроме того, в бак могут закачивать газ для снижения пожароопасности. Не будем забывать об автоматических системах пожаротушения. В танках, подобные системы могут изолировать топливный бак при повышении температуры, локализуя очаг возгорания, а также производится его ликвидация. Для этого, как правило, используют аргон.
Защитные свойства
Кроме многочисленных модификаций топливных баков и их протектирования вместе с автоматическими системами пожаротушения, топливные баки могут защитить танк и личный состав от внутренних повреждений при пробитии вражеского снаряда. Думаю, противоосколочное действие объяснять не надо, а вот защита от кумулятивных зарядов, вещь довольно любопытная.
Дизельное топливо способствует повышению защиты от кумулятивных зарядов, так как попадая в жидкость, кумулятивная струя рассеивается. Конечно, есть риск воспламенения, но в случае дизельного топлива, этот шанс не велик, тем более при полном баке. При использовании бензина, керосина или газойля, ситуация может резко измениться, правда при полном баке, взрыва не произойдёт. Взрывается не жидкость, а пары топлива – газ. Поэтому, чем ближе бак к передней части танка, тем дальше он на очереди использования.
Примеры
Скептики могут утверждать, что размещение топливного бака спереди исключительно советская идея, но что если я возражу и покажу множество примеров… Даже в странах НАТО используют топливные баки для защиты. Тот же Abrams… Его баки справа и слева от водителя могут посоперничать в объёме с масленым и топливным баком на машинах семейства Т-64 и Т-72, а с учётом использования керосина, шанс возгорания значительно выше, чем на многотопливных дизелях Т-64, Т-72 и их преемниках (кроме газотурбинных Т-80).
Другой пример, который даже гордятся – Merkava. В лобовой части корпуса любого танка серии «Меркава» есть топливный бак между разнесёнными бронеплитами. Бак изолирован от экипажа и расходуется в последнюю очередь. AMX-56 и Leopard 2 не имеют баков сразу за лбом корпуса, но обладают баками на бортах. AMX-56 обладает такой ёмкостью рядом с погоном башни по правому борту, а у Leopard 2, баки тянутся вдоль обоих надгусеничных полок от лба до кормы. Такая же ситуация у Challenger 2, K2, Type 90 и Type 10.
Поделись видео: