Т-72М4CZ: сделано в Чехии

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Т-72М4CZ: сделано в Чехии

В марте 1990 года Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) была переименована в Чехословацкую Федеративную Республику, а в январе 1993 страна распалась на два независимых государства- Чехию и Словакию. На момент распада страна имела достаточно развитый военно-промышленный комплекс. В плане основных танков наиболее совершенным являлся выпускавшийся по советской лицензии Т-72М1. Серийное производство велось на заводе ZTS в г. Dubnica, который после распада оказался на территории Словакии. В свою очередь, в Чехии осталось предприятие VOP 025 в городе Novi Ichin, занимавшееся капитальным ремонтом бронетехники. С учетом технического устаревания Т-72М1, а также перспективы вступления в блок НАТО, в обоих странах было принято решение о проведении комплексной модернизации «семьдесятдвоек» ; при этом, для поставки ряда узлов и агрегатов привлекались зарубежные производители. Применительно к Чехии, в модернизации Т-72 участвовали фирмы из Италии ( СУО), Великобритании, Израиля, и США ( агрегаты МТО), а также Польши ( система оповещения о лазерном облучении) и Германии ( система ППО). Опытные машины были продемонстрированы в 1997 году. Модернизация началась в начале 2000-х. К концу 2003 года было поставлено 30 машин. Далее, по экономическим причинам, работы были приостановлены. По состоянию на сегодняшний день, точных данных о их возобновлении нет. При этом выбранный вариант модернизации, несмотря на повышение уровня боевых и технических характеристик танка является достаточно затратным, требует дорогостоящих работ по переделке башни и кормовой части корпуса. Так что , к настоящему времени Армия Чешской Республики, видимо, может довольствоваться только батальонным комплектом модернизированных машин, при том что парк Т-72 в начале 90-х превышал 500 единиц. Первоначально был разработан вариант, известный как Т-72M3CZ, оснащенный доработанным штатным МТО, однако в дальнейшем было принято решение о применении новой силовой установки POWERPACK израильской фирмы NIMDA. Модернизированный танк получил обозначение Т-72M4CZ ; именно он и поставлялся в войска.

Опытный образец танка Т-72М3CZ в Военно- Техническом Музее LESANY ( Чехия).
Танк имеет измененную конструкцию крыши МТО.
Основной танк Т-72M4CZ. На данной машине применяются новые гусеницы с параллельным РМШ и съемными асфальтоходными башмаками, в то время как на большинстве модернизированных танков сохранена штатная гусеница Т-72 с последовательным РМШ.

Общая компоновочная схема машины не изменилась; при этом ее боевая масса возросла до 46 тонн в варианте М3 и до 48 тонн- соответственно для М4. В качестве основного вооружения сохранена штатная 125мм гладкоствольная пушка 2А46 с эжектором и теплозащитным кожухом ствола. Пушка дополнительно оснащена коллимационной системой выверки нулевой линии прицеливания, однако показатели кучности стрельбы и живучести ствола не отвечают современным требованиям, т.к. в конструкцию самой трубы, а также противооткатных устройств изменений, судя по всему не вносилось. Тоже самое касается электрогидравлического стабилизатора вооружения 2Э28М2- хотя в некоторых источниках и сообщалось о внесении доработок в его конструкцию, врядли это сказалось на повышении точности стабилизации. Косвенно это подтверждается невысокой результативностью ряда показательных стрельб танка. В боекомплект входят 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания со снарядами стандартных типов. 22 из них размещены во вращающемся транспортере автомата заряжания, расположенном под поликом боевого отделения.

Крепление отражателя системы учета теплового изгиба трубы ствола 125мм пушки вблизи дульного среза. Фото: Perina Ludek/ ceskenoviny.cz

Для танка, совместно с зарубежными фирмами ( вероятно, Польши и Израиля), разработан новый выстрел с оперенным бронебойным подкалиберным снарядом PpSv97 VETRA. Снаряд имеет сердечник с увеличенным коэффициентом удлинения , изготовленный из вольфрамового сплава, ведущее устройство катушечной формы, усовершенствованную конструкцию метательного заряда. Начальная скорость составляет 1650 м/c; заявленная бронепробиваемость — 250мм/60 град./2000 метров.

-6

То есть , чешский БОПС по своим показателям находится примерно на уровне отечественного БОПСа 3БМ42 «Манго», особенно учитывая разницу в методиках определения бронепробиваемости. Напомню, что в настоящее время российские производители ( АО «НИМИ им. В.В. Бахирева) предлагают на внешний рынок усовершенствованный выстрел с БОПСом, пробивающим при аналогичных условиях не менее 280мм брони ; при этом его использование не требует внесения изменений в конструкцию вращающегося транспортера АЗ. В случае доработки последнего возможно применение БОПСов семейства «Свинец» с еще более высокой бронепробиваемостью.

В качестве вспомогательного вооружения сохранен спаренный с пушкой штатный пулемет ПКТ калибра 7,62*54мм, имеющий боекомплект 2000 патронов. Зенитный пулемет НСВТ ( 12,7*108мм) открыто крепится на основании командирской башенки. Его боекомплект составляет 720 патронов.

Фото: Josef Spurny
-8
Крепление дополнительных патронных коробок для НСВТ на кормовом ящике ЗИП. Фото: Josef Spurny

Безусловно, одним из главных нововведений ,является автоматизированная система управления огнем TURMS-T, разработанная итальянской фирмой Galileo Avionica ( разработчик СУО итальянского ОБТ С1 «Ariete»). В ее состав входят комбинированный многоканальный прицел наводчика, панорамный прицел командира, баллистический вычислитель с комплектом датчиков входной информации, пульты управления наводчика и командира, диагностическая аппаратура.

Размещение элементов СУО в боевом отделении танка.

Основной прицел наводчика ARES- перископический, монокулярный, с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях, дневным оптическим каналом с переменным увеличением, встроенным лазерным дальномером , ночным тепловизионным каналом на основе матрицы 2-го поколения. Оптический канал имеет увеличение 2,5X и 10X. Диапазон измеряемых дальностей составляет от 200 до 10000 метров. Дальность опознавания цели «Танк» ночью составляет не менее 3000 метров.

Головная часть основного прицела наводчика.
Рабочее место наводчика. На переднем плане- многоканальный прицел ARES; ниже блок режимов стрельбы с переключателем типа боеприпасов ( черного цвета). Слева- панель управления, сопряженная с баллистическим вычислителем и системой учета изгиба ствола. Фото: Vojtech Marek/ zpravy/ aktualne.cz

Баллистический вычислитель обеспечивает автоматический ввод поправок на отклонения условий стрельбы от нормальных при стрельбе всеми видами боеприпасов. Метеодатчик установлен в кормовой части башни за люком наводчика и при необходимости может фиксироваться в горизонтальном положении.

-13
-14
-15

У командира установлен панорамный комбинированный прицел ATTILA , имеющий независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Прицел имеет дневной оптический и ночной тепловизионный каналы, равноценные по своим параметрам применяемым в прицеле наводчика. Прицел сопряжен с баллистическим вычислителем и прицелом наводчика, что позволяет командиру , выбрав приоритетную цель , либо совместить с ней линию визирования прицела наводчика, либо поразить ее самостоятельно. В связи с установкой панорамного прицела полностью изменена конструкция командирского люка.

-16
Фото: Frantisek Sykora
Фото: Frantisek Sykora
-19
-20
-21

Комплекс управления вооружением обеспечивает дальность действительной стрельбы БОПСом по цели типа «Танк» с ходу до 2000…2200 метров, поскольку сохранен устаревший стабилизатор вооружения 2Э28М2. По этому показателю чешский танк уступает Т-72М1, модернизированному по программе УКБТМ, а также российским Т-72Б3 ( 2200…2400 метров). Последние оснащены модернизированными пушками , более точным стабилизатором вооружения. Современная СУО Т-72Б3 обеспечивает наводчику более высокие возможности по обнаружению и поражению целей, в том числе при взаимном перемещении цели и собственного танка за счет интеграции в СУО цифрового автомата сопровождения цели. В случае выхода из строя основного прицела наводчика , на Т-72Б3 предусмотрен дублирующий прицельный комплекс 1А40-4. В тоже время, командир танка Т-72Б3 имеет крайне ограниченные возможности по обнаружению и поражению целей, автономный поиск цели крайне затруднен. Здесь Т-72M4CZ выглядит более предпочтительнее за счет применения панорамного прицела. К слову, установка командирской панорамы на усовершенствованных российских Т-72 в свое время была отработана, причем в нескольких вариантах, однако в Российскую Армию такие машины не поставляются по экономическим соображениям.

-22

Танк оснащен навигационной аппаратурой NBV-97INS/GPS, современными средствами связи, выполненными по стандартам НАТО. У механика-водителя применяется более современный ПНВ TKN-3P, выполненный на ЭОП второго поколения. В конструкцию броневой защиты лобовых деталей корпуса и башни каких-либо изменений не вносилось. Для повышения уровня защищенности от кинетических и кумулятивных боеприпасов танк оснащен комплектом динамической защиты DYNA-72. Модули с элементами ДЗ обеспечивают хорошее перекрытие ВЛД корпуса и башни; площадь ослабленных зон сведена до минимально возможных. На ВЛД модули устанавливаются с воздушным зазором относительно основной брони корпуса и с тыльной стороны усилены дополнительными стальными пластинами, что обеспечивает защиту от боеприпасов с тандемными БЧ. На башне применяются объемные модули с установкой элементов ДЗ под фиксированным углом.

-23
-24
-25
Перед башенными модулями ДЗ установлен датчик системы обнаружения лазерного излучения.

По зарубежным данным, стойкость лобовой проекции танка против БОПС составляет 500…520мм, в то время как от кумулятивных- 1100…1500мм ( в последнем случае, показатели для башни, конечно, сомнительные). В тоже время, перекрытию ДЗ бортовой проекции уделено меньшее внимание. При этом применяются модули небольшой толщины , обеспечивающие защиту только в определенном диапазоне углов обстрела. Модулями ДЗ усилена также крыша башни и отделения управления.

Фото: Tomas Bouchal
Фото: Tomas Bouchal
Фото: Frantisek Sykora
Фото: Frantisek Sykora
-31
Фото: Tomas Bouchal

Танк имеет повышенный уровень противоминной стойкости за счет увеличения жесткости корпуса в районе отделения управления и крепления сидения мехвода к подбашенному листу. Танк оснащен системой предупреждения о лазерном облучении LARDIS. В ее состав входят четыре многоспектральных датчика, установленных по периметру башни и дымовые гранатометы, предназначенные для отстрела аэрозольных гранат DGO-1, установленные на консолях по 6 штук по бортам башни. После обнаружения источника излучения обеспечивается разворот башни в его направлении и отстрел гранат в автоматическом или ручном ( аварийном) режимах.

Датчики системы обнаружения лазерного излучения в лобовой части башни и по левому борту.

Танк оснащен быстродействующей автоматизированной системой противопожарного оборудования. Корпус и башня имеют деформирующее окрашивание, что затрудняет обнаружение танка через оптические и инфракрасные средства. Проведен ряд мероприятий по снижению уровня теплового излучения нагреваемых зон танка.

На модификации M3CZ был установлен форсированный до 860 л.с. дизель В-46ТК с комбинированным турбокомпрессором, доработанной системой охлаждения и воздухоочистки. Это позволило сохранить показатели подвижности на уровне базовой машины при возросшей боевой массе.

На Т-72V4CZ монтируется новый силовой блок POWERPACK , разработанный израильской фирмой NIMDA. При этом, в его состав входят британский 12- цилиндровый V- образный многотопливный дизель CV-12 1000 TCA CONDOR жидкостного охлаждения с двумя турбокомпрессорами и электронным регулированием подачи топлива .Мощность двигателя 1000 л. с. , что позволило улучшить динамические характеристики машины. Двигатель выполнен в моноблоке с американской автоматической гидромеханической трансмиссией ALLISON XTG 416-6 с комплексным гидротрансформатором и гидрообъемным механизмом поворота, обеспечивающей получения четырех передач переднего и двух -заднего хода. Максимальная скорость по шоссе составляет 61,5 км/ч ; задним ходом- 14 км/ч. Управление машиной осуществляется с помощью штурвала , что в сочетании с автоматическим переключением передач значительно облегчило работу мехвода. Масса силового блока составляет 4200 кг; он имеет увеличенные габариты . Это, в свою очередь потребовало переработки МТО, сопровождавшейся опять же сварочными работами. В состав ходовой части существенных изменений не вносилось, хотя на некоторых машинах используются новые гусеницы с параллельным РМШ и съемными асфальтоходными башмаками.

Силовой блок POWERPACK. Фото: nimda.cz
Отделение управления с новой панелью приборов и щтурвалом управления поворотом.
-36
Вид на крышу МТО. Фото: Tomas Bouchal
-38
-39
-40

По итогу можно констатировать, что на модернизированном образце удалось повысить уровень боевых и технических характеристик, однако высокая стоимость проводимых работ не позволила развернуть модернизацию в необходимых объемах. По этим же причинам танк не имел успеха на внешнем рынке, хотя попытки его продвижения предпринимались. Чехия планировала продолжение работ в ближайшей перспективе, однако последовательно произошедшие мировой экономический кризис, усложнение мировой обстановки , и эпидемия коронавируса вынуждали постоянно корректировать эти планы. Впрочем, от них пока не отказываются…

-41
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии