Советский инженер сделал прорыв: сброс десанта в ящике или без парашюта. Как и зачем?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
5
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Десантников ошеломил этот метод, а на испытаниях был лично Сталин!

Впервые в мире массовый воздушный десант был высажен второго августа тридцатого года на окраине Воронежа. Впрочем, массовым его можно назвать с большой натяжкой. Сбросили всего 12 десантников, да и то, за два захода. Причина довольно простая. Для первой выброски задействовали бомбардировщик ФГ-62 (французский Фарман F.62 Голиаф), который брал только шесть человек, поэтому пришлось делать два рейса, причем оружие, боеприпасы и прочее снаряжение для десантников везли отдельно пять самолетов Р-5.

О какой-то реальной массовости с такими возможностями говорить невозможно. В общем, сложилась парадоксальная ситуация: десантники уже были, а вот самолетов для их доставки к месту высадки пока не существовало. Развитие нового рода войск значительно обогнало создание обеспечивающих его технических средств.

Советский инженер сделал прорыв: сброс десанта в ящике или без парашюта. Как и зачем?

«Автоматический выбрасыватель красноармейцев»

Новые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 по идее должны были помочь решить проблему, грузоподъемность у них была гораздо больше. Но не все так просто. ТБ-3, поднимающий пять тонн, по идее мог взять полсотни бойцов с оружием. Но в его фюзеляже помещалось всего двадцать. Бомбы тяжелые, но довольно компактные, большой внутренний объем бомбардировщику ни к чему, излишне раздувать габариты — значит снижать характеристики машины.

Вариант решения этой проблемы предложил талантливый инженер Павел Игнатьевич Гроховский. Изобретать он начал в двадцать седьмом году, когда еще был военным летчиком. В двадцать девятом он перешел на работу летчиком испытателем в НИИ ВВС, и одновременно возглавил конструкторский отдел Управления ВВС РККА. Тема десантирования его очень интересовала. Гроховский отличался нестандартным мышлением и его предложение было простым до гениальности: если десантники не помещаются в самолете, значит их надо возить на внешней подвеске как авиабомбы и так же сбрасывать.

Первый подвесной контейнер для перевозки десантника он разработал в тридцатом году. Она получила название «автоматический выбрасыватель красноармейцев» и предназначалась для биплана Р-2. С ним самолетик, внутри которого помещалось только два члена экипажа мог перевозить еще и двух десантников, под обоими нижними крыльями устанавливалось по одному контейнеру.

Контейнер представлял из себя люльку с формой до боль напоминающей гроб, подвешенный на двух кронштейнах к крылу самолета. Контейнер мог вращаться вокруг продольной оси. Его немного наклоняли, и десантник в него ложился. Контейнер возвращали в горизонтальное положение и фиксировали чекой.

Гроховский в своем контейнере. Фото в открытом доступе.

Над нужной точкой летчик дергал рычаг сброса, вытаскивая чеку, резиновый амортизатор переворачивал контейнер, и десантник из него вываливался. Разумеется, боец не имел ни малейшего представления в какой именно момент это произойдет. Понимая, что он может просто ошалеть от неожиданности, парашют выдергивался из ранца принудительно, тросиком, закрепленным на контейнере.

Испытания этого устройства: как прошли?

К чести изобретателя, первым испытал эту конструкцию он сам. Затем попробовали устанавливать и на другие самолеты. На Р-5 устанавливали уже четыре люльки, а на ТБ-1 удалось разместить аж шестнадцать штук. Достоинства этого способа очевидны: использовалась практически полностью возможная грузоподъемность самолета, а выброска всей группы происходила одновременно, что значительно уменьшало ее рассеивание.

Войсковые испытания проходили в 3-й авиабригаде особого назначения в тридцать втором году. У бойцов контейнеры не вызвали ни малейшего энтузиазма. Они их назвали гробами, а Гроховского соответственно переименовали в «Гробовского».

Свои впечатления описывали весьма эмоционально, с использованием ненормативной лексики. Ощущение будто ты помер и лежишь в гробу: тебя куда-то несут, ничего не видно, холодно и на закуску пьяные могильщики ухитряются перевернуть, и вытряхнуть тебя из него над пропастью.

В целом, комиссия сочла такой способ десантирования не вполне гуманным: как написано в заключении, он слишком отрицательно сказывается на моральном состоянии десантников. На вооружение конструкцию не приняли.

Бомбардировщик ТБ-1 с кассетами. Фото в открытом доступе.

Тем не менее, Гроховский продолжил работу над этой темой. Он разработал много вариантов контейнеров для сбрасывания грузов на парашютах по тому же принципу, как в мягких транспортных мешках, так и в фанерных цилиндрах ПД-КОР. Все варианты оказались востребованы как снабжением ВВС, так и в гражданском флоте. Благодаря тому, что их размеры рассчитывались на возможную перевозку людей, именно в контейнерах ПД-КОР летом тридцать четвертого года вывезли 39 из 104 челюскинцев.

Другие проекты Гроховского

Спустя пару лет Гроховский разработал новую конструкцию кассетного типа Г-61. Две кассеты на четырех десантников каждая подвешивались под крыльями все того же Р-5. Они уже имели окошки для обзора «вперед-вниз», амбразуры для стрельбы и открываемые створки снизу. На них Гроховский даже получил авторское свидетельство на изобретение № 407. Впрочем, это был не предел: проводились опыты с размещением двух десантников в одном отсеке, двухместный Р-5 благополучно поднял шестнадцать человек не считая экипажа.

Параллельно Гроховский работал над подвесными кабинами для десанта. Они предназначались для установки на тяжелые бомбардировщики. В них десантники сидели все вместе как в автобусе в более комфортных условиях. Первую для ТБ-1, рассчитанную на 16 человек осенью тридцать второго года приняли на снабжение и под обозначением КП-1 изготовили в количестве полусотни штук. Вторая для ТБ-3 вмещала уже 35 десантников. Ее планировали выпустить партией не менее сотни, но, в итоге, отказались из финансовых соображений (потребовалось бы два с половиной миллиона рублей).

Самой креативной была идея Гроховского сбрасывать десантников вообще без парашюта. Для этого к этим кабинам предполагалось приделать колеса (зимой лыжи) и сбрасывать с предельно малой высоты 2-3 метра. Испытания прошли на центральном аэродроме в присутствии самого Сталина.

Кассеты Г-61. Фото в открытом доступе.

Рискнули жизнью сам Гроховский и его зам Иван Титов. Самолет с подвешенным «Аэробусом» пилотировал Чкалов. Он уверенно сбросил его с двухметровой высоты. Испытания прошли в принципе, благополучно, травмы получил только Титов. Сталин похвалил разработчиков за идею и мужество, но заметил, что самоубийц, конечно, вполне можно найти, но вот способных выполнить этот трюк Чкаловых в стране мало. Проект закрыли.

Работы Гроховского очень поддерживали Тухачевский и начальник ВВС Алкснис. По их протекции он в тридцать втором году назначен руководителем и главным конструктором ОКБ ВВС РККА, а в тридцать четвертом возглавил Экспериментальный институт вооружений РККА. И там и там разрабатывал тему «Воздушная пехота».

Гроховский внес огромный вклад в развитие технического обеспечения десантных войск. Он разработал несколько парашютов, первый в мире десантный планер (на буксире у Р-5 он нес 17 десантников и полтонны груза), внешние подвески для тяжелых бомбардировщиков на которых перевозились мотоциклы, бронеавтомобили и даже танки (для десантирования посадочным способом). У него более пятидесяти авторских свидетельств на свои разработки, за вклад в развитие авиации был награжден орденом Ленина.

Танк на подвеске Гроховского. Фото в открытом доступе.

Все мы прекрасно знаем, что бронетехника мягко говоря «решала» на полях сражений Второй Мировой. Но что мы знаем об этой бронетехнике? Тот самый гигантский танк «Маус» мог передвигаться под водой! Советские танки хотели сбрасывать на землю без парашюта, а самым крупным танковым сражением была не Прохоровка!

Всё это и многое другое о танках, подробно изложено в моей книге «Холодная броня». Книга шикарного качества, «подарочного» формата. Сейчас её дешевле всего заказать на Озон:

Однако, в конце тридцать шестого года с подачи Туполева Каганович подписал приказ о ликвидации ОКБ, а после ареста Тухачевского с Алкснисом (оба расстреляны) закрыли и Экспериментальный институт. Гроховского перевели начальником хозяйственного управления Осоавиахима. Арестовали его в начале ноября сорок второго года. Достоверной информации о том, какие обвинения ему предъявили нет. Расстрелян в мае сорок третьего года, реабилитирован в пятьдесят седьмом.

+1
0
+1
5
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии