Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский союз не славился тяжелыми танками. Да, у нас во время Великой Отечественной были знаменитые ИС-1 и ИС-2 (сокращенно от Иосиф Сталин). Но главными нашими рабочими лошадками были Т-34 — идеальные машины по соотношению качества, цены и маневренности. Из-за чего американцы поставили их в рейтинге танков Второй мировой на первое место.
Однако именно СССР был первым, кто реально эффективно на практике опробовал тяжелый танк. Это произошло в войне с Финляндией в 1939 году.
Советское руководство прекрасно понимало, как важно иметь собственный танк, способный противостоять снарядам противника. Так и появился КВ — сокращенно от Клим Ворошилов.
Когда появился КВ-1, он был единственным практичным тяжёлым танком в мире. В 1941 году он мог легко противостоять любому немецкому танку с орудием. Главное преимущество КВ: он действительно был пригоден для производства, рассказывает датский историк Карл Гамильтон.
Всего было выпущено более 5000 танков, больше, чем всех остальных тяжёлых танков Германии вместе взятых.
В то время тяжелые танки имели одну цель — прорыв укреплений противника. Действуют они вместе с пехотой, прикрывая ее от огня врага, приняв удар на себя. Кроме тяжелой брони тяжелый танк должен иметь и внушительное орудие, чтобы пробить вражеские укрепления. Ну или хотя бы нанести им существенный ущерб.
Уже после спектр применения тяжелых танков стал гораздо шире. Например, они часто стали выступать поддержкой для средних танков. И бороться с танками противника.
Другие страны разрабатывали свои тяжелые танки. Но никому не удавалось добиться нужного соотношения брони, огневой мощи и адекватной маневренности. Такие танки получались сверхтяжелыми, ехали еле еле и постоянно ломались под грузом собственной массы.
Для примера, посмотрим, как выглядели пионеры среди тяжелых танков у других государств.
K-Wagen. Немцы построили его во время Первой мировой. Был настолько гигантским, что из класса «танков» его перевели в новый класс — «подвижный форт».
Танк оснащался множеством пушек и пулеметов. Экипаж — 18 человек, которые должны были обслуживать эту махину.
Было сделано два образца, на вооружение так и не принят. Уж слишком громоздкий получился.
Sturmpanzerwagen A7V. Более удачный экземпляр немецкого тяжелого танка.
Немцы его разработали, когда впервые столкнулись с английскими танками. И решили сделать — свой, но только больше и мощнее.
Всего было сделано 20 штук. Больше выпускать не стали из-за низкой проходимости.
Mark I. Первый в истории танк, который применили в реальном бою.
С одной стороны, относился к классу тяжелых. С другой — броня не выдерживала попадание снаряда. Танк мог защищать только от пуль и осколков. Поэтому назвать его успешным тяжелым танком никак нельзя.
Т-35. Это первый наш тяжелый танк, разработанный в начале 30-х годов.
Всего выпустили около 60 танков. Но пришли к выводу, что концепт многобашенного танка — тупиковый.
Царь-танк. Этого монстра разработали еще в царской России — в 1915 году.
Инженеры вдохновились азиатской арбой, которая могла преодолевать препятствия довольно эффективно.
Но для танка конструкция получилась уж слишком громоздкой, поэтому оказалась тупиковым направлением.
Что стало с танком КВ и как он проявил себя в боевых действиях
Если наш тяжелый танк оказался таким хорошим, почему же мы почти ничего о нем не слышали во время Великой Отечественной? Давайте разберемся в его истории.
Впервые КВ участвовал в бою в декабре 1939 года во время советско-финской войны. Танк помогал в прорыве линии Маннергейма.
В бою явно проявились плюсы и минусы танка. Он успешно противостоял огню противника — броню пробить не удалось. Но вот его пушка оказалось слабой против ДОТов противника.
Поэтому было принято решение разработать обновленную версию — КВ-2. Танк уже был оснащен 152-мм гаубицей.
А вот против немцев брони танка уже не хватило. Немцы успешно боролись с КВ с помощью тяжелой артиллерии. Например, с помощью немецкой Pak-40:
Нацисты славились своими тяжелыми танками во время Второй мировой, однако в целом немецкое танкостроение историк оценивает довольно скромно.
«Тигр» был ужасной платформой с двигателем, сцеплением и несовместимыми мелкими деталями. Немецкие тяжёлые танки были кошмаром с точки зрения логистики, обслуживания и производства. А их толстая броня была такой лишь на бумаге — в реальности она имела лишь незначительное преимущество по сравнению со средними аналогами. Карл Гамильтон
СССР же удалось поставить производство танков на очень высокий уровень.
Советские танки проектировались просто. И производили их в гораздо более адекватных и продуманных заводских условиях, чем в Германии. Сложность была только в 1941-1942, когда пришлось эвакуировать большую часть производства на восток. В дальнейшем, перевес в эффективности советских танков ни у кого не вызывал сомнений.
Поделись видео: