Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Тема советско-германского военно-технического сотрудничества в предвоенные годы (с 1939-го по 1941-й) очень интересная, но, к сожалению, весьма скупо освещенная в печати. Особенно непрерывные командировки советских делегаций в Германию и ответные визиты немецких специалистов. Более того, в советское время она являлась одной из самых запрещенных для обсуждения.
Первым пробил стену молчания известнейший советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, который в своей книге «Цель жизни» рассказал о работе авиационной группы в составе советской торговой делегации.
Пожалуй, для более ясного представления, стоит сказать пару слов о политической ситуации, сложившейся к концу лета 1939-го года. Чем ни ближе подходила определенная Гитлером дата нападения на Польшу, тем активнее Германия пыталась достичь с Советским Союзом политических договоренностей. Советская сторона заявляла, что готова обсуждать политические вопросы только после подписания торгово-кредитного соглашения. Оно и было заключено 19-го августа 1939-го года, за четыре дня до подписания Советско-германского договора о ненападении (23-го августа).
В рамках соглашения помимо различного промышленного оборудования и станков Германия предоставляла советской стороне возможность ознакомления с новейшим вооружением и покупки образцов военной техники. Откладывать не стали, уже в октябре 1939-го года в Германию отправилась торговая делегация, которую возглавил член ЦК ВКП(б) И.Ф. Тевосян.
Руководителем авиационной группы назначили комбрига Гусева. В ее состав так же вошли авиаконструкторы Поликарпов и Яковлев, директор Московского самолётостроительного завода Деменьтьев и еще ряд инженеров. Перед ними была поставлена задача ознакомления и отбора образцов для закупки.
Комиссию немцы приняли нормально. Заместитель Геринга генерал-полковник Удет предложил ознакомиться с немецкими самолетами на аэродроме Иоганишталь под Берлином, а затем посетить как конструкторские бюро, так и заводы ведущих фирм: Юнкерса, Хейнкеля, Мессершмитта, Фокке-Вульфа, Дорнье. После того, как советские гости определятся с тем, что их интересует, провести окончательные переговоры о покупке отобранных образцов.
Посещение аэродрома произвело на делегацию довольно сильное впечатление, однако, у комбрига Гусева, прошедшего Испанию, Халхин-Гол и поход в Польшу зародились сомнения, что делегации действительно показали новейшие образцы.
“Наверное, нас считают дураками и показали старье, а не современные самолеты”, вспомнил его слова после возвращения с демонстрации Яковлев.
Посещение заводов и знакомство с уровнем их технологического оснащения убедили далеко не всех. В таких вещах могли разобраться конструктора и производственники, поэтому они поняли, что это действительно сегодняшний день люфтваффе. Поэтому, в любом случае надо эту технику закупить и детально изучить. Военные руководители поддержали мнение комбрига:
“Старье, барахло, настоящую, современную технику скрывают, покупать нечего” утверждали они по воспоминаниям Яковлева.
В результате на второй встрече с Удетом, комбриг Гусев довольно резко и бестактно заявил, что им показывают только устаревшие модели, которые не представляют никакого интереса, и потребовал показать технику сегодняшнего дня. Собственно говоря, этим демаршем он просто испортил отношения с Удетом, который ответил, что показали действительно все, а не хотите покупать, то и не надо, это ваше право. Комиссия возвратилась домой в январе 1940-го года.
Сталин всегда очень интересовался авиацией и считал, что довольно неплохо в ней разбирается. Его интересовало вооружение, тактико-технические данные, сравнение наших самолетов по разным показателям с зарубежными аналогами. Делегацию он принял в день приезда. Яковлев не стал утаивать, что в группе возникли серьезные разногласия. В марте 1940-го года авиационную группу опять отправляют в Германию. Любопытно, но на этот раз Яковлева поначалу в нее даже не включили. Однако Сталин, просматривая списки, не только дал указание внести в них и Яковлева, но и назначил его руководителем, предоставив возможность изменить состав делегации по его выбору.
«Внимательно выслушав Сталина, я в свою очередь поставил перед ним несколько вопросов.
Первый вопрос — о составе авиационной группы. Я считал, что поскольку мне придется отвечать за выполнение порученных группе заданий, то я имею право скорректировать состав ее участников, на что мне сразу же было дано согласие», вспоминает Яковлев.
На этот раз группа под руководством Яковлева, после осмотра авиастроительных, моторостроительных и заводов смежников отобрала по 2 экземпляра J-88К1 (пикирующий), J-87, Dо-215,5 экземпляров Не-100, Ме-110С-2, Ме-109Е, два F/W-58.
Но возникли осложнения. Торговое представительство засомневалось в целесообразности такой крупной покупки и предложило действовать по традиционной схеме: послать запрос от торгпредства во Внешторг, тот, в свою очередь, посылает соответствующие запросы в ВВС и Наркомат авиационной промышленности, потом все раскручивается в обратном порядке до торгпредства. Учитывая то, что каждый чиновник попытается вставить «свои пять копеек», согласование грозило растянуться на месяцы.
К счастью, у Яковлева было свое «секретное оружие» против бюрократических проволочек.
«Я, видя такое дело, попробовал послать телеграмму по адресу: “Москва, Иванову”. Торгпредское начальство телеграмму задержало и запретило передавать ее в Москву. Только после того, как я объяснил Тевосяну, что, предвидя возможность каких-либо затруднений и учитывая важность задания, Сталин разрешил при осуществлении нашей миссии обращаться непосредственно к нему и для этой цели дал мне шифрованный телеграфный адрес: “Москва, Иванову”, он согласился и приказал не чинить препятствий», рассказывает Яковлев.
Ответ пришел почти моментально и был таким убедительным, что потрясенное торгпредство засуетилось и максимально ускорилось, покупка была быстро совершена. Кроме того, Сталин согласился с Яковлевым, что делегации необходимо иметь и наличные деньги для закупки оборудования, которое не предусмотрено договором, либо трудно оформить официальным путем. Сумма для этого была выделена довольно значительная, один миллион марок. На них закупили оборудование для аэродромов, техническую литературу, некоторые техпроцессы. Потратить сумели половину.
После покупки возникла еще одна проблема, с отправкой. Ее блестяще решил генерал Иван Федорович Петров, оформленный в группе Яковлева как инженер ЦАГИ. Все, что можно, он отправил по железной дороге, но самолеты предполагалось перегонять. Процедура переучивания и оформления документов на наших летчиков была сложна с бюрократической точки зрения и заняла бы много времени, да и вовсе могла не завершиться. Петрову удалось договориться с Удетом и тот в обмен на показ двух советских авиазаводов, выделил своих пилотов для перегона.
Благодаря такой поддержке вождя и доброжелательности Удета авиационная группа оказалась единственной в комиссии Тевосяна, которой удалось практически полностью выполнить правительственное задание.
Правда, Удету это потом вышло боком. В верхах Рейха уже зрели планы нападения на Советский Союз. Соблюдая видимость добропорядочного выполнения взятых на себя подписанием торгового соглашения обязательств, нацисты старались как можно больше затянуть время.
Они охотно продемонстрировали технику, вероятно, надеясь впечатлить и напугать, но отправлять ее совершенно не спешили. Расчет на то, что стандартные бюрократические процедуры не оставят советским специалистам достаточно времени не только на принятие мер, но и для досконального изучения не оправдался. Такое оперативное решение вопроса в их планы явно не входило.
Уже осенью 1940-го года после провала в воздушной битве за Британию Геринг обвиняет во всех бедах Удета и серьезно ограничивает его функции.
А после вторжения в Советский Союз, когда, несмотря на то, что большая часть советских самолетов была уничтожена на аэродромах, люфтваффе начало нести серьезные потери, добавляется новое обвинение. Теперь Удета обвинили в том, что он выдал советской делегации все секреты немецкого авиапрома и способствовал их скорейшей доставке в СССР. Второй заместитель Геринга Мильх, которого Удет здорово потеснил в полномочиях, заняв должность генерал-инспектора люфтваффе, при поддержке Гитлера организовывает настоящую травлю. В ноябре 1941 года Удетт кончил жизнь самоубийством.
Что же касается результатов работы второй авиационной группы, то, по мнению Петрова, удалось не только изучить немецкую авиационную технику, но и понять перспективы ее развития не несколько лет. Испытания позволили понять необходимые доработки советских самолетов по вооружению и оборудованию. А оценочная производительность немецких заводов послужила толчком к увеличению мощностей советского авиапрома до того же уровня.
Поделись видео: