Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Самым устойчивым из распространенных заблуждений является утверждение, что танк Т-34 оказал серьезное влияние на проектирование «Пантеры», которая, по сути, стала его копией (часто добавляют «не очень удачной»). В доказательство обычно приводят посещение в ноябре сорок первого года района боевых действий второй танковой группы Гудериана под Мценском представительной комиссией из Германии.
В ее состав вошли оба руководителя шестого (танкового) отдела Управления вооружений Книпкамп и Фихтнер, глава Танковой комиссии доктор Порше со своим замом Хакером (директором фирмы «Штайр»), высшие руководители и главные конструкторы ведущих танкостроительных фирм: «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «МАН», «Рейнметалл» и «Крупп».
Якобы, изучив новые танки Т-34, комиссия пришла к выводу о необходимости срочной замены своих Pz.III и Pz.IV танком, заимствующим основные технические решения советской машины, то есть ее полным аналогом. Что же было на самом деле?
Итоги работы комиссии действительно оказали серьезное влияние на дальнейшую концепцию развития немецкого танкостроения. Однако утверждать, что немцы приняли срочное решение о разработке нового танка только после знакомства с Т-34 в корне неверно.
Дело в том, что программа создания нового среднего танка VK 20 была запущена уже давно. Подразумевалось, что это будет дальнейшее развитие Pz.III, то есть машины в весовых рамках порядка двадцати тонн. Проектирование параллельно вели фирмы «Даймлер-Бенц», «МАН» и «Крупп».
После знакомства с Т-34 в комиссии возникли серьезные разногласия. Часть специалистов выступила за остановку программы VK 20 и разработку машины весом тридцать тонн, позволяющим превзойти характеристики советского танка. Другие доказывали, что надо запускать уже практически готовый VK 20, который будет более дешевым и массовым, что в военное время немаловажно. В итоге победили сторонники более тяжелого танка.
В конце ноября заказ на разработку нового 35-ти тонного танка под обозначением «Пантера» был выдан фирмам «Даймлер-Бенц» и «МАН». Давайте посмотрим, насколько их танки оказались похожи на Т-34.
№2 «Пантера» фирмы «МАН» ((VK 30.02 (М))
Победившая в конкурсе «Пантера» фирмы «МАН» с Т-34 не имеет ничего общего и, по сути, это другой танк.
Самым существенным отличием является общая компоновочная схема. У «Пантеры» это немецкая классика с трансмиссией и ведущими колесами в носу танка и двигателем в корме. Боевое отделение с башней между ними по центру машины. Башня трехместная с командирской башенкой.
Т-34 имеет традиционную для советских танков компоновку с моторно-трансмиссионным отделением и ведущими колесами в корме машины. Башня смещена вперед. Она двухместная, башенки нет.
- Бензиновый двигатель «Пантеры» работает в паре с семискоростной КПП с шестернями постоянного зацепления и полуавтоматическим переключением (достаточно поставить рычаг в нужную позицию, выжим главного фрикциона и переключение происходят автоматически).
- У Т-34 двигатель дизельный. Коробка передач четырехскоростная (на момент разработки «Пантеры») с надвигаемыми шестернями без синхронизации. Выжим главного фрикциона и переключение передач требует серьезных физических усилий.
- Планетарный механизм поворота «Пантеры» обеспечивает возможность поворота по радиусу (крутящий момент при этом перераспределяется) и разворот на месте вокруг неподвижной гусеницы.
- У Т-34 механизм поворота из двух бортовых фрикционов и ленточных тормозов. Как он работает, объяснять не стоит.
- Ходовая часть немецкого танка с шахматным расположением катков. Подвеска торсионная, с двойными торсионами. Передняя и задняя пары катков с гидравлическими амортизаторами.
- Т-34 по наследству от БТ досталась пружинная подвеска Кристи. Амортизаторов нет.
Теперь о уже навязшей в зубах схеме бронирования с наклонными листами. Наклонные листы известны немцам (как и нашим) еще с Первой мировой войны. Тем не менее, и при этой общей черте есть различия. Если в Т-34 бронирование равномерное, 45 мм по кругу, то в «Пантере» оно резко дифференцировано: лоб 80 мм корпус и 110 мм башня, борта 50 и 45 мм соответственно.
Лобовой лист «Пантеры» не ослаблен люком механика водителя (как в Т-34), люк в крыше корпуса.
В Т-34 наклон листов «сжирает» внутренний объем, в «Пантере» пошли на его сохранение раздвинув наклонные листы. Заплатить за это пришлось увеличением габаритов и массы, «Пантера» в полтора раза тяжелее Т-34. В заданную массу 35 тонн не уложились, получилось 44.
Спрашивается, ну и как с учетом всего этого можно вести речь о копировании?
№1 «Пантера» фирмы «Даймлер-Бенц» (VK 30.02 (D))
В этой «Пантере» влияние Т-34 заметно гораздо больше. Компоновка повторяет компоновку Т-34. Трансмиссия переехала в корму к двигателю, ведущие колеса задние, башня точно так же сдвинута вперед. Но она трехместная и с традиционным для немцев бортовым люком.
Габариты и характеристики схожи: (в скобках данные по Т-34): Длина корпуса 6,0 м (5,92 м), высота 2,69 м (2,405 м), ширина 3,2 м (3,0 м). Масса 34 тонны (29 тн). Двигатель дизельный, собственной разработки мощностью 650 л.с. (500 д.с). Скорость 56 км/ч (54 км/ч).
Внешне «Пантера» фирмы «Даймлер-Бенц» и Т-34 очень похожи, как братья. Но различия все же есть.
Как и инженеры «МАН», разработчики «Даймлер-Бенц» забраковали подвеску Кристи. И точно также выбрали шахматное расположение катков ходовой части. Но подвеску выполнили по своей хорошо отработанной схеме: блокированную на листовых рессорах.
Схема бронирования такая же как на Т-34, но проблему люков механика-водителя и радиста, которым не осталось места не крыше корпуса решили по-другому. Чтобы не ослаблять лобовой лист их перенесли на борта корпуса.
Но самое интересное это трансмиссия и компоновка МТО. Она вообще не похожа ни на советские, ни на немецкие схемы. Если у Т-34 коробка стояла за двигателем, соосно с ним, то разработчики «Даймлер-Бенц» разместили ее сбоку, параллельно двигателю. Сама КПП собственной разработки и аналогов в танкостроении не имела. Это безвальная соосная КПП в которой передачи включались многодисковыми сцеплениями.
«Пантера» фирмы «Даймлер-Бенц» смотрелась гораздо перспективнее и поначалу вела в конструкторской гонке. И рейхсминистру вооружений Тодту и Гитлеру она нравилась гораздо больше. В феврале сорок второго года фюрер отдал приказ заключить с «Даймлер-Бенц» контракт на две сотни машин. Однако в мае комиссия, рассматривающая проекты, выбрала «Пантеру» конструкции «МАН». Она и пошла в серию.
Версий, почему было принято такое решение довольно много. Среди возможных причин называется слишком большое внешнее сходство с Т-34, которое могло привести к «дружескому огню», в боевых условиях ее могли обстрелять свои же, перепутав с Т-34.
Основной принято считать именно дизельный двигатель, который и погубил проект. И не потому, что дизельного топлива не хватало, его немцы тоже умели синтезировать и выпускали примерно в таких же количествах что и бензины, а на пике производства синтетики в начале сорок четвертого года даже больше, 151 тысячу тонн против 138 тысяч. Просто остальные немецкие танки работали на бензине и два вида топлива серьезно осложнили бы логистику снабжения частей панцерфаффе.
Ну и вполне возможно, что «Даймлер-Бенц» аукнулся конфликт с Управлением вооружений произошедший при разработке танка Pz.III. Тогда под давлением Управления вооружений, курировавших проект, в конструкцию внесли много неоправданных решений и «трешки» начали сыпаться, что привело к серьезному скандалу. «Даймлер-Бенц» обвинил во всем Управление вооружений и, в частности, Книпкампа, после чего добился разрешения работать самостоятельно, без опеки шестого отдела.
Подводя итог, стоит признать, что, безусловно какое-то влияние советской школы танкостроения было, хотя бы в части расширения весового ограничения средних танков. Но, в целом, обе «Пантеры» сопоставимы с танком Т-34 в той же мере, как ежик со щеткой для одежды: при определенном сходстве внешнего вида абсолютно разное внутреннее содержание.
Поделись видео: