Эта «Пантера» могла стать почти копией танка Т-34: почему немцы передумали?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
4
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0

Самым устойчивым из распространенных заблуждений является утверждение, что танк Т-34 оказал серьезное влияние на проектирование «Пантеры», которая, по сути, стала его копией (часто добавляют «не очень удачной»). В доказательство обычно приводят посещение в ноябре сорок первого года района боевых действий второй танковой группы Гудериана под Мценском представительной комиссией из Германии.

В ее состав вошли оба руководителя шестого (танкового) отдела Управления вооружений Книпкамп и Фихтнер, глава Танковой комиссии доктор Порше со своим замом Хакером (директором фирмы «Штайр»), высшие руководители и главные конструкторы ведущих танкостроительных фирм: «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «МАН», «Рейнметалл» и «Крупп».

Якобы, изучив новые танки Т-34, комиссия пришла к выводу о необходимости срочной замены своих Pz.III и Pz.IV танком, заимствующим основные технические решения советской машины, то есть ее полным аналогом. Что же было на самом деле?

Эта "Пантера" могла стать почти копией танка Т-34: почему немцы передумали?

Итоги работы комиссии действительно оказали серьезное влияние на дальнейшую концепцию развития немецкого танкостроения. Однако утверждать, что немцы приняли срочное решение о разработке нового танка только после знакомства с Т-34 в корне неверно.

Дело в том, что программа создания нового среднего танка VK 20 была запущена уже давно. Подразумевалось, что это будет дальнейшее развитие Pz.III, то есть машины в весовых рамках порядка двадцати тонн. Проектирование параллельно вели фирмы «Даймлер-Бенц», «МАН» и «Крупп».

После знакомства с Т-34 в комиссии возникли серьезные разногласия. Часть специалистов выступила за остановку программы VK 20 и разработку машины весом тридцать тонн, позволяющим превзойти характеристики советского танка. Другие доказывали, что надо запускать уже практически готовый VK 20, который будет более дешевым и массовым, что в военное время немаловажно. В итоге победили сторонники более тяжелого танка.

В конце ноября заказ на разработку нового 35-ти тонного танка под обозначением «Пантера» был выдан фирмам «Даймлер-Бенц» и «МАН». Давайте посмотрим, насколько их танки оказались похожи на Т-34.

№2 «Пантера» фирмы «МАН» ((VK 30.02 (М))

Победившая в конкурсе «Пантера» фирмы «МАН» с Т-34 не имеет ничего общего и, по сути, это другой танк.

Самым существенным отличием является общая компоновочная схема. У «Пантеры» это немецкая классика с трансмиссией и ведущими колесами в носу танка и двигателем в корме. Боевое отделение с башней между ними по центру машины. Башня трехместная с командирской башенкой.

Т-34 имеет традиционную для советских танков компоновку с моторно-трансмиссионным отделением и ведущими колесами в корме машины. Башня смещена вперед. Она двухместная, башенки нет.

Пантера МАН. Фото в свободном доступе.
  • Бензиновый двигатель «Пантеры» работает в паре с семискоростной КПП с шестернями постоянного зацепления и полуавтоматическим переключением (достаточно поставить рычаг в нужную позицию, выжим главного фрикциона и переключение происходят автоматически).
  • У Т-34 двигатель дизельный. Коробка передач четырехскоростная (на момент разработки «Пантеры») с надвигаемыми шестернями без синхронизации. Выжим главного фрикциона и переключение передач требует серьезных физических усилий.
  • Планетарный механизм поворота «Пантеры» обеспечивает возможность поворота по радиусу (крутящий момент при этом перераспределяется) и разворот на месте вокруг неподвижной гусеницы.
  • У Т-34 механизм поворота из двух бортовых фрикционов и ленточных тормозов. Как он работает, объяснять не стоит.
  • Ходовая часть немецкого танка с шахматным расположением катков. Подвеска торсионная, с двойными торсионами. Передняя и задняя пары катков с гидравлическими амортизаторами.
  • Т-34 по наследству от БТ досталась пружинная подвеска Кристи. Амортизаторов нет.

Теперь о уже навязшей в зубах схеме бронирования с наклонными листами. Наклонные листы известны немцам (как и нашим) еще с Первой мировой войны. Тем не менее, и при этой общей черте есть различия. Если в Т-34 бронирование равномерное, 45 мм по кругу, то в «Пантере» оно резко дифференцировано: лоб 80 мм корпус и 110 мм башня, борта 50 и 45 мм соответственно.

Лобовой лист «Пантеры» не ослаблен люком механика водителя (как в Т-34), люк в крыше корпуса.

Силуэты «Пантеры» МАН и танка Т-34. Фото в открытом доступе.

В Т-34 наклон листов «сжирает» внутренний объем, в «Пантере» пошли на его сохранение раздвинув наклонные листы. Заплатить за это пришлось увеличением габаритов и массы, «Пантера» в полтора раза тяжелее Т-34. В заданную массу 35 тонн не уложились, получилось 44.

Спрашивается, ну и как с учетом всего этого можно вести речь о копировании?

№1 «Пантера» фирмы «Даймлер-Бенц» (VK 30.02 (D))

В этой «Пантере» влияние Т-34 заметно гораздо больше. Компоновка повторяет компоновку Т-34. Трансмиссия переехала в корму к двигателю, ведущие колеса задние, башня точно так же сдвинута вперед. Но она трехместная и с традиционным для немцев бортовым люком.

Габариты и характеристики схожи: (в скобках данные по Т-34): Длина корпуса 6,0 м (5,92 м), высота 2,69 м (2,405 м), ширина 3,2 м (3,0 м). Масса 34 тонны (29 тн). Двигатель дизельный, собственной разработки мощностью 650 л.с. (500 д.с). Скорость 56 км/ч (54 км/ч).

Внешне «Пантера» фирмы «Даймлер-Бенц» и Т-34 очень похожи, как братья. Но различия все же есть.

Как и инженеры «МАН», разработчики «Даймлер-Бенц» забраковали подвеску Кристи. И точно также выбрали шахматное расположение катков ходовой части. Но подвеску выполнили по своей хорошо отработанной схеме: блокированную на листовых рессорах.

Схема бронирования такая же как на Т-34, но проблему люков механика-водителя и радиста, которым не осталось места не крыше корпуса решили по-другому. Чтобы не ослаблять лобовой лист их перенесли на борта корпуса.

Фото в открытом доступе.

Но самое интересное это трансмиссия и компоновка МТО. Она вообще не похожа ни на советские, ни на немецкие схемы. Если у Т-34 коробка стояла за двигателем, соосно с ним, то разработчики «Даймлер-Бенц» разместили ее сбоку, параллельно двигателю. Сама КПП собственной разработки и аналогов в танкостроении не имела. Это безвальная соосная КПП в которой передачи включались многодисковыми сцеплениями.

«Пантера» фирмы «Даймлер-Бенц» смотрелась гораздо перспективнее и поначалу вела в конструкторской гонке. И рейхсминистру вооружений Тодту и Гитлеру она нравилась гораздо больше. В феврале сорок второго года фюрер отдал приказ заключить с «Даймлер-Бенц» контракт на две сотни машин. Однако в мае комиссия, рассматривающая проекты, выбрала «Пантеру» конструкции «МАН». Она и пошла в серию.

Версий, почему было принято такое решение довольно много. Среди возможных причин называется слишком большое внешнее сходство с Т-34, которое могло привести к «дружескому огню», в боевых условиях ее могли обстрелять свои же, перепутав с Т-34.

Основной принято считать именно дизельный двигатель, который и погубил проект. И не потому, что дизельного топлива не хватало, его немцы тоже умели синтезировать и выпускали примерно в таких же количествах что и бензины, а на пике производства синтетики в начале сорок четвертого года даже больше, 151 тысячу тонн против 138 тысяч. Просто остальные немецкие танки работали на бензине и два вида топлива серьезно осложнили бы логистику снабжения частей панцерфаффе.

Все, что осталось от «Пантеры-Даймлер» к 45-му году во дворе фирмы. Фото в открытом доступе.

Ну и вполне возможно, что «Даймлер-Бенц» аукнулся конфликт с Управлением вооружений произошедший при разработке танка Pz.III. Тогда под давлением Управления вооружений, курировавших проект, в конструкцию внесли много неоправданных решений и «трешки» начали сыпаться, что привело к серьезному скандалу. «Даймлер-Бенц» обвинил во всем Управление вооружений и, в частности, Книпкампа, после чего добился разрешения работать самостоятельно, без опеки шестого отдела.

Подводя итог, стоит признать, что, безусловно какое-то влияние советской школы танкостроения было, хотя бы в части расширения весового ограничения средних танков. Но, в целом, обе «Пантеры» сопоставимы с танком Т-34 в той же мере, как ежик со щеткой для одежды: при определенном сходстве внешнего вида абсолютно разное внутреннее содержание.

+1
0
+1
4
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии