Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Турецкая компания Baykar, известная как разработчик и производитель беспилотников семейства «Байрактар», получила от правительства Италии разрешение на покупку Piaggio Aerospace, основным продуктом которой являются бизнес-турбопропы премиум-класса. В чём смысл этой покупки – неужели туркам так уж нужны «люксовые» самолёты?
P.180 Avanti, который является «визитной карточкой» Piaggio Aerospace, широко известен в авиационном мире. Его отличают изящество форм, нестандартная аэродинамическая компоновка (схема «триплан» с дестабилизатором в носовой части фюзеляжа), силовая установка с толкающими винтами, высокая скорость (730+км/ч, самый быстрый из «одноклассников») и … крайнее неудобство. В погоне за скоростью разработчик «зажал» фюзеляж, и находится в салоне некомфортно.
Видимо, сочетание отсутствия комфорта с высокой ценой и стало причиной того, что машина особой популярностью не пользуется. С момента первого подъёма в воздух было поставлено ~250 бортов этого типа. Крупнейший гражданский эксплуатант – бизнес-оператор AvantAir (56 бортов) обанкротился в 2013-м году. А через пять лет объявила о банкротстве и Piaggio Aerospace.
Тем не менее, итальянское правительство не бросило компанию на произвол судьбы. Она попала под государственное внешнее управление, просуществовав под ним шесть лет. Причина, скорее всего, заключается в том, что в итальянских вооружённых силах и других государственных структурах имеется порядка тридцати самолётов P.180 Avanti. Банкротство производителя создало бы итальянским эксплуатантам проблемы, а так они без помех проходили плановые «чеки» и внеплановые ремонты на заводе Piaggio Aerospace в местечке Villanova d’Albenga.
Кстати, самолёт P.180 Avanti довольно популярен в госструктурах всего мира. Один экземпляр есть даже в России – «Корпорация ОрВД» использует его для контрольных облётов аэродромных радиотехнических систем.
Но мы несколько отвлеклись: зачем же Piaggio Aerospace нужен туркам? Первый вариант ответа лежит на поверхности – туркам нужны силовые установки для своих БПЛА. А Piaggio Aerospace имеет подразделение, которое специализируется на производстве компонентов двигателей, их окончательной сборке и испытаниях, а также на выполнении полного технического обслуживания и ремонта (включая капитальный) широкого набора двигателей Rolls Royce, Honeywell, Pratt & Whitney и Pratt & Whitney Canada. С последними двумя и с Micro Turbo итальянская компания имеет долгосрочные соглашения о партнёрстве. То есть при некоторых усилиях новым турецким владельцам не составит труда закупать даже неисправные двигатели, «капиталить» их – и устанавливать на свои беспилотники.
Второй аспект ещё интереснее. Piaggio Aerospace тоже занималась БПЛА. Во взаимодействии с ВВС Италии и военными из Эмиратов она дважды пыталась запустить производство беспилотников: сначала P.1HH (фото в заголовке), а потом P.2HH. Но этому помешали обстоятельства – в виде крушения опытных самолётов и финансовых проблем.
Примечательно, что Baykar был выбран из трёх претендентов на покупку Piaggio Aerospace. Министерство предпринимательства Италии, которое вело эту сделку, сочло предложение турецкой компании «наиболее подходящим для гарантии интересов сотрудников и кредиторов Piaggio Aerospace и для возобновления промышленных перспектив группы». Думается, что «промышленные перспективы» связаны именно с БПЛА. Так что в недалёком будущем мы вполне можем увидеть итало-турецко-эмиратские тяжёлые беспилотники различного назначения.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео: