Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
1 мая 2025 года ВВС США официально приступили к наземным испытаниям в рамках программы Collaborative Combat Aircraft (CCA), знаменуя ключевой этап внедрения автономных систем в будущую структуру боевой авиации. Программа, являющаяся частью инициативы Next Generation Air Dominance (NGAD), вступила в фазу оценки двух прототипов: YFQ-42A от General Atomics и YFQ-44A от Anduril Industries.
Почему у прототипов такое название
«Y» для прототипа, «F» для истребителя, «Q» для беспилотного, за которыми следуют индивидуальные порядковые номера (42 и 44) и индикатор версии «A». Префикс «Y» будет удален после ввода в производство.
Технические характеристики прототипов
YFQ-42A (General Atomics):
— Наследник экспериментальной платформы XQ-67A.
— Особенности: удлинённый фюзеляж, V-образное хвостовое оперение, внутренние отсеки для ракет AIM-120 AMRAAM.
— Акцент на модульность ПО и интеграцию с пилотируемыми истребителями.
YFQ-44A (Anduril Industries):
— Основан на платформе Fury.
— Параметры: длина — 6,1 м, размах крыла — 5,2 м, взлётная масса — 2 268 кг, двигатель Williams FJ44-4M (тяга 17,8 кН).
— Возможности: скорость до 1133 км/ч на высоте 15 км, перегрузка до 9g.
Цели программы CCA:
- Совместные операции. Беспилотники будут работать в связке с F-22 и F-35, неся дополнительные ракеты «воздух-воздух».
- Гибкость. В будущем возможны альтернативные методы запуска (с воздуха или мобильных платформ).
- Стратегия. Распределённые операции с минимальной зависимостью от инфраструктуры.
Бюджет программы на 2025–2029 гг.: $8,89 млрд. Планы:
— 200 аппаратов к 2028 году при стоимости в $25–30 млн за единицу.
— Акцент на массовость и доступность (старт в 2026 году).
Беспилотные истребители первых поколений призваны стать своего рода множителем огневой мощи для пилотируемых самолётов. Стартовавшие испытания покажут, как такие беспилотники смогут изменить баланс сил в небе уже к 2030-м годам. Перспективная возможность запуска с воздуха/наземных платформ позволит снизить зависимость от крупной стационарной инфраструктуры. Особенно это актуально в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором сложно поддерживать безопасность и снабжение крупных аэродромов в условиях боевых действий.
В апреле 2025 года американцы провели т.н. «военные игры», которые показали, что большое количество более простых платформ может быть более эффективным, чем меньшее количество сложных и дорогих беспилотников. И хоть данные платформы не считаются «расходными», но их более низкая стоимость по сравнению с пилотируемыми истребителями позволяет использовать их достаточно свободно.
Первоначально беспилотный истребитель будет использоваться в роли ведомого для миссий истребительной авиации (по 2 беспилотника в помощь 1 истребителю). Дополнительные типы миссий, такие как радиоэлектронная борьба, удар и разведка, могут быть введены в будущем.
Поделись видео: