Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В истории отечественной военной техники было немало примеров, когда удачные образцы производились не то что сотнями, а тысячами, а то и десятками тысяч.
При этом у массовых и широко известных образцов могли встречаться и редкие модификации, порой весьма интересные. О них я и расскажу в этой статье.
Особо отмечу, что в материал попали не опытные образцы, а только серийные. Пусть и выпущенные в ограниченном количестве.
Т-80УЕ-1
Начнем с нестандартной модификации Т-80, которая появилась на свет из-за стечения обстоятельств.
После распада СССР в России осталось определенное число танков Т-80УД, отличавшихся от обычных Т-80У установкой вместо газотурбинного двигателя харьковского дизеля 6ТД. Танки собирались опять же в Харькове, и обслуживать моторы в России было затруднительно. Поэтому со временем танки сняли с эксплуатации.
При этом оставались башни, почти идентичные обычным Т-80У с довольно современным оборудованием. Чтобы добро не пропало почем зря, решили установить их на корпуса от более старых Т-80БВ.
При этом без модернизации не обошлось: танки получили тепловизоры второго поколения, был модифицирован и механизм заряжания, что позволило применять новые, более совершенные ОБПС. Кроме того, на корпусе танка разместили более современный комплекс динамической защиты «Контакт-5».
В результате получился Т-80УЕ-1. Небольшое число таких танковых «гибридов» поступило на вооружение в 4-ю Гвардейскую Кантемировскую дивизию.
МиГ-25БМ
Когда речь заходит про семейство самолетов МиГ-25, то в чаще всего в первую очередь вспоминают перехватчик и разведчик-бомбардировщик. Однако были и другие не менее интересные самолеты.
Например, в 1982-1985 годах выпустили серию из 40 специализированных самолетов прорыва ПВО МиГ-25БМ.
Внешне он отличался удлиненным носом измененной формы и другими балочными держателями.
Вооружение состояло из четырех противорадиолокационных ракет Х-58У с пассивной радиолокационной ГСН четырех поддиапазонов.
Для их наведения на работающие РЛС и противодействия средствам ПВО на борту разместили радиоэлектронный комплекс «Ягуар» в составе аппаратуры целеуказания головкам самонаведения противорадиолокационных ракет «Сыч» и станций активных помех «Сирень-1Д-ОЖ» и «Лютик».
Самолеты базировались в ГДР, Польше и Белоруссии. Кроме того, есть информация, что несколько машин в 1986-1988 годах поставили в Ирак, где они применялись в войне против Ирана.
В начале 1990-х МиГи перебросили с иностранных аэродромов в Россию, где они оказались не нужны и вскоре были сняты с вооружения. А машинам не было и 10 лет.
Отмечу, что после этого никаких специализированных самолетов для подавления ПВО отечественные ВВС не получали.
Ми-24Р
Вертолет радиационной и химической разведки на базе Ми-24. Производился серийно с 1983 года, построено примерно 160 бортов.
Внешне Ми-24Р можно отличить по отсутствию пусковых установок ПТУР на законцовках крыла. Вместо них установлены устройства для забора проб грунта.
В отличие от других Ми-24, помимо летчика и оператора вооружения, в экипаж входят два химика-разведчика.
Несмотря на основное назначение, Ми-24Р сохранил возможность применять неуправляемое вооружение, сохранена и пулеметная установка. А вот система наведения ПТУР демонтирована.
Машина активно применялась во время ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС по самому прямому назначению.
БРДМ-3
Уверен, что большинство любителей военной техники знают про БРДМ-1 и 2, а о существовании БРДМ-3 в курсе гораздо меньший круг людей.
Машину разработали в первой половине 1990-х годов. Говоря откровенно, она представляет собой БТР-80А с дополнительной разведывательной аппаратурой: портативной РЛС, оптическими дневными и ночными приборами наблюдения, тепловизором и дополнительными радиостанциями.
В экипаж входят шесть человек: командир, мехвод, наводчик и три разведчика.
БРДМ-3 выпущена совсем небольшой серией. В сети есть информация только о поставке восьми единиц в Кению в начале 2010-х.
Ми-14БТ
Редкая модификация относительно массового, но подзабытого морского вертолета Ми-14. Предназначалась она для буксировки минных тралов во время операций по разминированию акваторий.
От других модификаций уникального для СССР морского вертолета Ми-14БТ отличался наличием в хвостовой части специального оборудования для буксировки тралла.
В 1984 году Ми-14БТ применялись в операции по разминированию Красного моря у берегов Йемена и Эфиопии. Полеты выполнялись с палубы противолодочного крейсера «Ленинград».
Всего выпущено 26 Ми-14БТ. Из них 12, по шесть штук, были переданы в ГДР и Болгарию. Сейчас все они выведены из эксплуатации.
Поделись видео: