Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В период существования Советского Союза граждане страны Советов, в отличие от европейцев, в большинстве своем предпочитали пользоваться мотоциклами.
Тогда, для простых людей, это была техника доступная всем, даже подросткам, которые копили деньги на свой первый транспорт.
Мотоциклов выпускали великое множество и главное, их можно было на много проще купить, чем автомобиль.
Несмотря на великое количество отечественных моделей, с появлением первых мотоциклов Jawa от чехословацкого производителя, эта марка сразу стала чрезвычайно популярной.
Современный дизайн, хорошее качество сборки и вполне приемлемая цена стала причиной тому, что часто мотоциклы Jawa покупались, не доезжая до магазинов, непосредственно на базах, куда их экспортировали чехи.
Как Jawa стала популярной, интересные факты, о которых мало кто помнит
Чехи разрабатывали мотоцикл для европейского рынка, поэтому на моделях Jawa система управления была предельно проста.
Автоматическая коробка передач была абсолютно новейшим изобретением, которое потом была без всякого разрешения украдена, инженерами компании Honda.
Дело в том, что чехи не только изобрели эту систему, но и запатентовали, свое ноу-хау.
По нормам мирового рынка японцы должны были выплатить положенную компенсацию за использование изобретения. После того как дело дошло до суда, чехи его не просто выиграли, но и получили весьма солидную компенсацию с каждой модели, на которых японцы установили автоматическую коробку передач.
После войны чехи вошли в состав Совета экономической взаимопомощи, не без помощи СССР.
Взамен Советский Союз стал не только партнером, но и дружественной державой, с правом приобретения товара чешского производства. Первым таким товаром стали технические разработки чешских заводов и первая модель иностранного мотоцикла, которую в СССР начали экспортировать в большом количестве.
Мотоцикл Jawa был настолько хорош, что советские кинематографисты практически сразу начали использовать модную и популярную технику на съемочных площадках.
«Приключения Электроника», «Бриллиантовая рука» и в десятках других фильмов Jawa использовалась в качестве технического инвентаря.
В 1932 году чехи выпустили первые легкие шоссейные мотоциклы из деталей, изготовленных на заводе.
Франтишек Яничек основавший завод в 1929 году, где в основу названия стали начальные буквы имени и фамилии по-латыни, вложил в свое предприятие все сбережения, и как теперь видно, риск оправдал себя.
Буквально через несколько лет на заводе наладили сборку 4-тактных байков с объемом двигателя в 350 кубов.
Это был один из первых заводов, который наладил, пусть и ненадолго, серийный выпуск тяжелых мотоциклов.
К слову сказать, немецкие мотоциклы тогда тоже были чрезвычайно популярными и чуть ли не единственные по изготовлению подобной техники.
Появление на рынке сбыта чешских мотоциклов было событием, напоминавшее пословицу, как гром среди ясного неба.
На достигнутом чехи не останавливаются и уже в 1937 году осваивают выпуск двухтактных мотоциклов объемом в 250 кубов.
Несмотря на то, что начиная с 1938 года, заводом практически завладели немцы, чехи в тайне разрабатывают новые модели мотоциклов.
Более того, разрабатываемые все в строжайшей тайне новые модели сразу по окончанию войны начались серийно выпускаться заводом.
Первая партия количеством в 1 тыс. единиц была готовой к сборке в начале 1946 года, что подтверждает информацию о том, что чехи не только разрабатывали модель, но и изготавливали комплектующие детали.
Чехи стали разработчиками не только первой модели мотоцикла с автоматической коробки передач, но и разработали собственную систему смешивания бензина с маслом.
Барабанный тип тормозов, который устанавливали на моделях Jawa, тоже до этого был большой редкостью на мотоциклах.
К сожалению, в СССР поставлялись только самые простые и дешевые модели, а более технически оснащенные байки, экспортировались в Америку и страны Европы.
Для советских людей, пережившие войну, голод и разруху, даже эти простые модели были чем-то из ряда вон выходящим.
В народе их называли «пижонскими», потому что покупались они все же молодежью, родители которых не считали копейки до зарплаты.
Только позже, когда чешских мотоциклов навезли в страну достаточно много, эта модель стала доступной и для простой молодежи, не только городской, но и сельской.
Поделись видео: