Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Когорта германофилов любит ставить в пример качество германской бронетехники. Мол, очень была хорошая, куда там советским поделкам. Странно даже, как советские войска, которые (по мнению германофилов) были хуже вооружены, плохо обучены, смогли победить германскую армию, практически не понесшую особых потерь?
Правда, отчего-то не получается получить ответ отчего при минимальных потерях немцы 90% своих рабочих даже на военных заводах заменили на иностранных рабочих, отправив своих специалистов на фронт, и почему в конце войны пришлось бросать на оборону Рейха даже 12-летних мальчиков и стариков старше 60-лет.
А на самом деле немецкое оружие далеко не всегда превосходило отечественное, порой по ряду параметров заметно уступало в надежности, эффективности, ремонтоспособности. Относятся эти слова и к немецким танкам.
Танк Pz.Kpfw. IV
Pz. IV или как его называли в СССР – Т-4 – немецкий средний танк, который начал поступать в войска в 37 году. Машина непрерывно совершенствовалась и провоевала всю войну, став самым массовым немецким танком Второй мировой. На заводах Германии было собрано по сохранившимся документам почти 8600 единиц.
Машина была достаточно надежна. В начальный период она серьезно усиливала бронетанковые войска нацистов, в основном состоявшие из легкой бронетехники немецкого и чешского производства. Впрочем, немцы ставили на службу любую бронетехнику, которая попадала им в руки – за последние годы энтузиасты раскопали тысячи фотографий. На снимках ясно видно, как немецкие танкисты используют французские, английские, советские танки, причем не в тылу, а на фронте.
В начале войны Pz. IV отвечал всем предъявляемым немецким руководством требованиям к танкам по маневренности, защищенности, мощи оружия и надежности, удерживая первенство перед советской бронетехникой. Но Курская битва показала – время среднего Pz. IV прошло. Из основной ударной силы танк превратился в рядовую машину, которой войска насыщали из-за невозможности произвести в нужных количествах более мощную бронетехнику.
К сожалению руководства Рейха немецкая промышленность оказалась не способна насытить германские войска «Пантерами» и «Тиграми» в желаемых объемах.
Сейчас «Четверку» можно увидеть в целом ряде музеев, в том числе в подмосковной «Кубинке». Обращает на себя комфорт внутри. У экипажа предусмотрены спинки на сидениях, внутри достаточно просторно. Но с другой стороны комфорт для экипажа оборачивался увеличением времени и большим объемом пространства, которое нужно было забронировать. Это снижало общий выпуск машин.
Впрочем, наши бойцы охотно использовали трофейную бронетехнику, заставляя ее воевать против своих создателей. Относится это и к Т-4.
Что писал о танке советский танкист
О том, как служилось на немецком танке можно прочесть в воспоминаниях Рэма Уланова. В начале 44-го он попал на службу в 26-ю отдельную роту. Она занималась охраной штаба 13-й армии, входившей тогда в состав Первого Украинского фронта. На тыловую, по сути, должность отвлекать советские танки не стали, зато усилили подразделение трофейным Pz. IV. Кроме танка рота была оснащена парой бронеавтомобилей БА-64 и двумя американскими бронетранспортерами, поставленными по ленд-лизу.
Сержанта Уланова назначили мехводом трофейного танка. Рэм был механиком-водителем со стажем, два года прослужив на самоходном орудии Су-76И. Эти САУ выпускались в Москве путем переоборудования трофейных немецких танков Pz Kpfw III и штурмовых орудий StuG III, на которые устанавливали рубку с советской 76,2-мм пушкой С-1.
Вероятно, опыт вождения немецких машин послужил причиной назначения на Т-4. Но поначалу сержанту пришлось нелегко – долго не получалось привыкнуть в увеличенным габаритам нового танка, хотя управления практически не отличалось от привычного.
Первое, что оценил сержант – удобное сидение. Благодаря спинке спина почти не уставала. Работать с рычагами управления также оказалось более удобно, чем на советских машинах.
А вот КПП раздражала сильно. Очень уж она громко выла, к тому же коробка передач, стенка которой располагалась справа от мехвода, сильное грелась, в чём также мало приятного.
В ходе военных действий немецкие конструкторы были вынуждены постоянно упрощать конструкцию танков, чтобы снизить расход ресурсов и ускорить производство. Подвеска Т-4 из-за этого стала жестче, чем то, к чему привык Уланов – шасси от Т-3 было значительно мягче. Но все же Pz Kpfw III трясло меньше, чем Т-34.
Еще один момент – башенные люки в танке были специально рассчитаны на быструю эвакуацию экипажа. Выбраться из машины можно было через верхний и боковой люк, которыми можно было пользоваться одновременно. Впрочем, на машинах с дополнительным бронированием боковой люк не открывался.
Система заправки оказалась достаточно неудобной – она была рассчитана на применение заправочного пистолета. В советский армии такого девайса не было. Для заливки в бак бензина использовалась воронка и ведро, а в лучшем случае канистра.
Но на немецком танке даже воронку было устанавливать неудобно из-за того, что горловина находилась сразу за гусеницей по левому борту. С ведром к воронке было не подлезть, нужно было применять ручной бензонасос. Но даже так приходилось прилагать чудеса акробатики, чтобы удержать воронку, одновременно орудуя насосом.
В целом Рэм смог оценить только эксплуатацию танка. В бою на нем он не был, что неудивительно – машина находилась достаточно далеко от линии фронта, а прорыв немцев вглубь расположения советских войск в 44-м году был практически невозможен.
Это не говоря про то, что из боекомплекта в машине находилось всего 3 снаряда, так что машину можно было использовать разве что, как пулеметную танкетку.
Прослужил в «теплом месте» сержант недолго. Вскоре старый мехвод, ранее служивший на танке, вернулся в часть. Пользуясь связями, он всячески старался добиться перевода сержанта Уланова в другую часть. Видимо, сам не хотел терять место службы при штабе.
Все мы прекрасно знаем, что бронетехника мягко говоря «решала» на полях сражений Второй Мировой. Но что мы знаем об этой бронетехнике? Тот самый гигантский танк «Маус» мог передвигаться под водой! Советские танки хотели сбрасывать на землю без парашюта, а самым крупным танковым сражением была не Прохоровка!
Всё это и многое другое о танках, подробно изложено в моей книге «Холодная броня». Книга шикарного качества, «подарочного» формата. Сейчас её дешевле всего заказать на Озон:
Нужно сказать, что Рэм не держался за службу в тылу. Он предпочел снова вернуться на фронт, продолжив воевать на привычном Су-76И, которому он дал прозвище «Коломбина».
Поделись видео: