Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Практически каждый гражданин бывшего Советского Союза знает, что Юрий Гагарин никогда не был капитаном. За выдающиеся заслуги перед Родиной он из старших лейтенантов «перепрыгнул» сразу в майоры. О том, что известнейший адмирал Нельсон также не был капитаном, среди жителей бывшей великой державы было в курсе гораздо меньше людей.
А уж о том, что пилот Сергей Грицевец тоже в капитанах не побывал сейчас осведомлены и вовсе единицы. Как практически никто не знает, что он, 2 раза став Героем Советского Союза, так и не подержал в руках медаль Золотая Звезда. Но обо всем по порядку.
Сергей Грицевец появился на свет в 1909 году в деревне Боровцы неподалеку от Новогрудка Минской губернии. Белорус по происхождению, детство и юность провел в России, куда его семейство эвакуировалось в Первую мировую войну. В 1931 году началась служба в рядах Красной Армии, попав на службу практически сразу был отправлен (как комсомолец-передовик) в летную школу в Оренбурге.
Далее служба проходила в различных частях, в том числе летчиком-инструктором в Одесской школе воздушного боя, которую сам окончил в 1936 году. В этот период выделяется рекордный для истребительной авиации перелет группы из 6 И-16 из Бочкарево в Спасск-Дальний под руководством Грицевца. В начале 1938 года Грицевец в качестве летчика-инструктора занимается подготовкой в Кировабаде в школе осназа пилотов для республиканской армии Испании.
СССР официально не принимал участия в боевых действиях в Испании. Однако из многих стран на помощь республиканцам приехали добровольцы, которых называли интербригадовцы. В составе этих интербригад воевало немало советских летчиков и представителей других родов войск.
Сергей Грицевец засыпал начальство рапортами об отправке Пиринеи. В итоге один из рапортов удовлетворили и 6 июля 1938 года летчик начал свой боевой путь. Сражался он на привычном И-16, дрался храбро, командовал авиаэскадрильей советских летчиков, испанской авиагруппой.
В Испании многих интербригадовцев называли по псевдонимам. Но в случае Сергея Грицевца псевдоним «Серхио» фактически совпадал с его реальным именем. В мемуарной повести испанского аса (охранял товарища Сталина в полете на Тегеранскую конференцию) Антонио Ариаса «В огненном небе» Сергей Грицевец упоминается как входящий в число наиболее уважаемых боевых пилотов республиканской армии.
Однако в Лиге Наций в то время возобладали позиции сторонников «невмешательства» в гражданскую войну в Испании. Интербригады к концу 1938 года получили распоряжение покинуть страну, в обмен на это должны были вернуться на родину и итальянцы с немцами сражавшиеся на стороне Франко.
Советские летчики покинули испанскую землю осенью 1938 года. К этому моменту на счету Сергея Грицевца числилось 88 боевых вылетов и не менее 6 сбитых самолетов противника лично. Еще 14 побед было одержано в групповых боях (это когда несколько самолетов атаковало и сбивало противника и было непонятно кому конкретно записывать победу).
За подвиги в небе Испании старший лейтенант Сергей Грицевец 31 декабря приказом Народного комиссара обороны получил (минуя звание капитана) внеочередное звание майор. А 22 февраля ему присвоили звание Героя СССР. Однако медали Золотая Звезда пилот не удостоился – эта награда в СССР появилась только 1 августа 1939 года.
Долго побыть на Родине после Испании Герою не удалось – на границе дружественной Монголии и марионеточной Маньчжоу-Го (китайской территории оккупированной японцами с формальным восстановлением власти последнего императора Поднебесной Генри Пу И) резко возросла напряженность. Японцы потребовали отодвинуть границу от реки Халха (гол и есть река) вглубь монгольской территории на 20-25 км. Начались приграничные бои.
В конце мая под руководством Якова Смушкевича на восток отправилась группа из 48 самых опытных советских асов. Так Сергей Горовец попал в район Халхин-Гола. На момент прибытия группы Смушкевича в небе властвовала японская авиация, летчикам была поставлена задача переломить неблагоприятную ситуацию. Завязались тяжелые сражения в воздухе.
В районе Халхи Грицевец совершил 138 вылетов, провел примерно 30 боев в которых сбил 12 самолетов врага. А еще он спас командира собственной части майора Забалуева, которому пришлось посадить собственный истребитель примерно в 60 км от линии фронта на территории контролируемой противником. Грицевец сел рядом, помог погрузиться в свой самолет офицеру и благополучно вернулся к своим через линию фронта.
За свершения в небе Монголии Сергей Грицевец 29 августа 1939 года был удостоен звания Героя СССР вторично. Однако и теперь подержать Золотую Звезду в руках не удалось. Он просто не успел. летчика перебросили в части готовящиеся пересечь польскую границу. 12 сентября 1939 года на аэродроме Болбасово неподалеку от города Орша Сергей Грицевец погиб на земле в результате несчастного случая – в условиях плохой видимости произошло нелепое столкновение 2 самолетов в процессе посадки.
Поделись видео: