Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Во времена расцвета советской мысли, а это примерно начало 70-х, появилась идея построить для нужд государства супергрузовик на четырех мостах и с возможностью преодолевать водные преграды вплавь. Причем, машина должна была оставаться по дизайну обычным грузовиком, даже без намеков на ее водоплавающие качества. Для сохранения секретности от возможного противника, что, в общем-то, правильно.
И такой грузовик был построен
И даже не один, а несколько. Были попытки сделать амфибию на базе Урал-379П, Урал-43221А. Но как-то не слишком удачно. Были пробы скопировать опыт американских десантных автомобилей, но потом оказалось, что сама концепция, заложенная в их конструкцию, годилась для перевозки максимум пары десятков человек, не более. По техническому заданию требовалось перевозить вплавь тяжелую технику. Так что проекты систем поплавков, закрепленные на штатных грузовиках, были отправлены в архив.
В то время на Горьковском автозаводе велась активная работа по разработке тяжелых грузовиков. Идея была очень заманчивой, так как появлялись новые образцы, и в качестве мобильной платформы требовались тяжелые машины.
К тому времени на ГАЗе уже построили ГАЗ-34, правда, только в прототипе, но с амфибийными возможностями. Несмотря на то, что «34-ка» не дошла до конвейера, разработчики получили ценнейший опыт конструирования. А проблемы у амфибий были, и при том немаленькие. Причем герметизация кузова и шасси была самой простой, и ее относительно легко научились решать.
Кроме защиты от воды нужен был большой несущий корпус
Который работал бы как поплавок и удерживал груз над водой. Но самое сложное было обеспечить балансировку амфибии на поверхности воды. Чтобы машина с тяжелым грузом и высоким центром тяжести не перевернулась при малейшем ветерке.
В результате горьковцам пришлось изучать опыт конструирования цельнометаллических объемных корпусов. Благо, что на Брянском автозаводе уже строили четырехосные машины. Пришлось договариваться с коллегами, изучать их опыт центровки и балансировки подобного транспорта. Еще помогло то, что примерно в это же время строился БТР-70. Как оказалось, общая концепция бронированного несущего кузова, расположение мостов и трансмиссии очень неплохо вписывается в техническое задание на постройку амфибии.
В общем и целом, инженеры ГАЗа при разработке своей амфибии ГАЗ-34 использовали сварной кузов от БТР-70. Пришлось немного удлинить и перенести топливные баки, а заодно установить один из двух двигателей в передний отсек. Хотя были версии с переносом обоих моторов в передний отсек, прямо за кабиной. Первая версия позволяла ГАЗ-34 с ходу входить в воду, но дальнейшее движение было с небольшим дифферентом на корму. Вторая версия должна была использоваться для перемещения вплавь тяжелых грузов со смещенным назад центром тяжести. И даже такое решение не всегда помогало. На испытаниях машина все пыталась поднырнуть кабиной.
В итоге, сделали несколько прототипов для нескольких вариантов загрузки
В том числе была одна экзотическая версия с врезанными внутрь балансировочными цистернами, как на настоящем корабле. Такое решение увеличивало осадку, но точно улучшало устойчивость амфибии, даже при ветреной погоде. Этот вариант в дальнейшем был переоборудован под установку тента для перевозки сборных грузов и личного состава. Он по сути оказался наиболее близким к требованиям технического задания. Но заказчикам нужны были амфибии для транспортировки тяжелой техники.
И в этом месте возникло недопонимание. Максимум, что был способен перевезти ГАЗ-44 – это пять тонн в тихую безветренную погоду. В качестве прототипа нагрузки использовался ГАЗ-66. И в целом, все получалось. Но как только Шишигу заменили парой УАЗиков, балансировка изменилась, и появилась проблема в виде опрокидывания.
В общем, проект получился спорным, ГАЗ-44 оказался очень дорогим и сложным в производстве. Поэтому машину отправили на доработку. Интересно, что конструкторы, в последствии нашли оптимальное решение для постройки амфибии на базе ГАЗ-44, но к концу 70-х проект потерял актуальность. Хотя сама идея могла бы найти воплощение, хотя бы, при постройке гражданских вездеходов для условий Крайнего Севера. Но опять же, сворачивание финансирования тематики привело к потере ценного опыта.
Владимир Воробьёв
Поделись видео: