Loading...
После ухода СССР, моджахеды снесли все памятники советским бойцам, но не тронули один: памяти солдата-срочника, что он совершил? - Подоляка

После ухода СССР, моджахеды снесли все памятники советским бойцам, но не тронули один: памяти солдата-срочника, что он совершил?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
6
+1
28
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

После ухода советских войск из Афганистана все советские памятники и мемориалы — вплоть до самых простых обелисков и памятных камней — были осквернены, а потом и полностью разрушены беснующимися религиозными экстремистами.

Однако на перевале Саланг, около одноимённого тоннеля (в нескольких сотнях метров от северного въезда в него) до сих пор стоит обелиск советскому солдату Сергею Викторовичу Мальцыну, с указанием годов жизни: 1965-1985 гг. Его афганцы не тронули — ни тогда, ни сейчас, уже почти 40 лет спустя!

Возникает вопрос: чем этот скромный памятник для них оказался таким уникальным, не похожим на все остальные?

После ухода СССР, моджахеды снесли все памятники советским бойцам, но не тронули один: памяти солдата-срочника, что он совершил?

Саланг — это стратегический перевал в горах Гиндукуша, который связывает северную и центральную часть Афганистана. Автодорога, ведущая через этот перевал, является важнейшей жизненной артерией беспокойной страны.

На ней, кроме тоннеля Саланг, советскими специалистами были выстроены многие километры железобетонных галерей, защищающих дорожную магистраль от обвалов и снежных лавин, регулярных в Гиндукуше.

Автодорожный тоннель Саланг был возведён советскими специалистами-метростроевцами в 1958—1964 годах. Это чрезвычайно дорогостоящее и сложное инженерное сооружение, оплаченное из бюджета СССР. Целое десятилетие Саланг был самым высокогорным автодорожным тоннелем во всём мире (3300 метров над уровнем моря).

Длина его — 2676 метров (а вместе с выходными галереями 3600 метров). Ширина проезжей части — 6 метров.

Когда контингент советских войск выполнял задачи на территории Афганистана, перевал Саланг приобрёл особенно стратегически важное значение. Он обеспечивал бесперебойное снабжение введённых в Афганистан советских воинских частей, и всегда хорошо охранялся.

Памятник погибшим лётчикам в Баграме (был немедленно осквернён, а затем уничтожен после нашего ухода). Фото в свободном доступе.

После нашего ухода, в ходе разразившейся в Афгане очередной гражданской войны, в 1997 году, тоннель Саланг был взорван. После наступления относительного мира, в 2002 году — отремонтирован, снова с привлечением специалистов из бывшего СССР, и взят под круглосуточную охрану американцами, чей контингент выполнял задачи в Афганистане с 2001 по 2021 гг.

Советского солдата, которому посвящён тот самый уникальный обелиск у тоннеля Саланг, звали Сергей Викторович Мальцин. Он погиб на этой высокогорной автодороге в Гиндукуше, месяц всего лишь не дожив до своего 20-летия. А до дембеля ему оставалось примерно полгода.

Сергей родился 15 декабря 1965 года в городе Бор Горьковской (теперь Нижегородской) области. Его мать — Мальцина Екатерина Фёдоровна — работала аптекарем. Отец — Мальцин Виктор Константинович — электриком.

После окончания школы Сергей, не проявив выдающихся успехов в учёбе, освоил в ПТУ специальность слесаря и трудился на Борском судостроительном заводе «Теплоход». Работал умело, был на хорошем счету. 13 апреля 1984 года Сергея Мальцина торжественно проводили на службу в Советскую Армию. В войсках он получил специальность водителя категории С.

В июне 1985 года его направили в Демократическую Республику Афганистан. Там Мальцин служил в автобате, водил грузовик. 2 ноября 1985 года Сергей был в очередном рейсе по доставке грузов по горной дороге на перевале Саланг.

В один момент по ходу движения он внезапно увидел, как впереди из-за скального поворота на большой скорости выскочила афганская грузовая машина, весь кузов который был облеплен людьми, в том числе и детьми. (По другой версии, это был автобус, полный местных жителей).

Сергей Мальцын. Фото в свободном доступе.

Уходя от лобового столкновения, которое неминуемо обернулось бы гибелью людей, Мальцин резко вывернул руль и врезался на своём КамАЗе в скалу (по другой версии, это был Урал).

Машина афганцев — осталась целой и невредимой, поехала дальше, и немедленно скрылась с места предотвращённого Сергеем ДТП. А вот Мальцин в результате аварии получил тяжёлые травмы, от которых впоследствии скончался.

Всё то, что я описываю, на самом деле произошло за считанные секунды. Там не было времени на торможение, долгое размышление, была узкая горная дорога, и только два выхода: либо лобовое столкновение, с гибелью людей, либо риск — уход в сторону, на скалы. Всего за мгновение советский солдат принял то решение, которое и увековечило его имя в этой чужой, вечно нищей и воюющей стране — отдал жизнь ради других.

После случившейся трагедии другой советский военный водитель Рафик Хачатурян, который на гражданке помогал отцу в мастерской по изготовлении памятников, решил увековечить память погибшего парня. Он подобрал в нескольких сотнях метров от ДТП подходящий гладкий камень, и превратил его в мемориальный: вырезал надпись: «Мальцын Сергей В. 1965-85».

Как я уже было отмечено, он ни разу не подвергался актам вандализма — в благодарность парню, который предотвратил ДТП с жертвами.

Наши дни. Активисты из России у обелиска. Фото в свободном доступе.

Туда была проведена труба, по которой течет вода — таким образом, при памятнике появился фонтанчик. В холодное время года он, конечно, замерзает, а в тёплое — служит для привлечения внимания тех, кто двигается по Салангу. Водители останавливаются там, дабы попить и набрать воды, умыться. А за этим делом — вспомнить о простом советском солдате, который пожертвовал собой ради мирных людей Афганистана.

+1
6
+1
28
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии