Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Вокруг танка «Абрамс» существует много мифов. Большую часть из них породила пропаганда, причём по обе стороны, но сути материала это не меняет. Существует ряд заблуждений о боевой машине, которые можно легко опровергнуть.
Бортовая броня
Бортовая броня танка «Абрамс» неоднократно подвергалась критике из-за сравнительно тонкой основной брони – 30 мм против 80 мм у условного Т-72 любой модификации. Казалось бы, чего тут думать – сразу минус! На практике не всё так однозначно…
Во-первых, основная бронедеталь 31 мм и сохраняет толщину вдоль всего борта, но передняя треть имеет наварку толщиной 25 мм стали, что даёт 56 мм по бортам от водителя. Боевое отделение эта наварка почти никак не затрагивает, но здесь есть, во-вторых, – бортовые экраны. В отличие от советских танков, они стальные и имеют внушительные толщины. Передняя треть экрана толщиной 65-70 мм стали, плюс разнесение связанное с ходовой частью танка. То есть, не учитывая воздух, общая толщина передней части борта уже составляет внушительные 109-114 мм. Чем дальше, тем тоньше экраны и под погоном башни их толщина падает примерно до 50-55 мм, а в корме до 25-30 мм. Но даже в этом случае, центральная часть борта без учёта разнесения имеет толщину 80-85 мм, а корма до 60 мм в нижней и центральной части и до 30 мм в верхней части.
Опасность для танкистов
Несмотря на вышибные панели, (о которых мы поговорим ниже) для танкистов есть ещё две очень опасные вещи внутри танка о которых редко вспоминают. Одна из них стала причиной отрыва башни на «Абрамсах», что ранее считалось невозможным. Речь идёт об огромных топливных баках в передней части корпуса по бокам от водителя. Если баки полные особой опасности они не несут. Машина оснащена автоматической системой пожаротушения и моет изолировать бак с очагом возгорания от общей топливной системы. Однако, если баки расходуются, то пары топлива могут стать причиной мощного взрыва, способного разорвать корпус и оторвать башню. Чаще всего, такие сценарии происходили при наездах на мины или самодельные взрывные устройства.
Примечательно, что после войны в Ираке 2003 года, американские инженеры задумались об усилении противоминной защиты. В рамках комплекса TUSK, предназначенного для улучшения защиты танка в городских условиях, ОБТ могут оснастить 200 мм пластиной, устанавливаемой на дне корпуса и закрывающей водителя с топливными баками.
Вторая опасть находится на уровне погона башни – гидравлических механизм поворота. Несмотря на всю свою прогрессивность, «Абрамс» использует старый и проверенный временем привод поворота, основанный на гидравлике. Причём бак с жидкостью не имеет особой защиты и со слов танкистов, не редко протекает. Кроме того, что бак находится на уровне погона башни, самого по себе очень уязвимого против любых противотанковых средств, так ещё и жидкость в нём едкая и может оставлять химические ожоги. К тому же, жидкость огнеопасная, что не добавляет оптимизма.
Защита лба корпуса
Речь идёт в первую очередь о верхней лобовой детали, которая одновременно является крышей боевого отделения. Многие считали, что её толщина около 20-30 мм и попадание фугасного снаряда в нижнюю часть башни может привести к пробитию. Это не так и подтвердить точку зрения можно быстро и просто. Посмотрите на толщину при открытом люке. Она явно больше 30 мм стали и со слов представителей ВПК и Пентагона составляет 80 мм.
Вышибные панели и всё с ними связанное
Вышибные панели на канале критиковались неоднократно, но это не умоляет их преимуществ в сочетании с особенностями снарядов. В частности, в американских боеприпасах используют ВВ Composition A3 Type II, которая не взрывается при прямом физическом воздействии. Куда большее влияние оказывает температура, при которой взрывчатое вещество воспламеняется.
Отмечу, что в США давно делают взрывчатку, которая не взрывается при прямом попадании осколков и снарядов. Взять те же 75 мм снаряды к танкам Sherman, начинённые пикратом амония. Он воспламеняется при температурах около 300 градусов Цельсия. Composition A3 Type II имеет похожие свойства, но с увеличенным тротиловым эквивалентом. Это не отменяет вероятности детонации, особенно при нагреве самого снаряда, плюс, ранее указанное ВВ используют только в США, а другие страны НАТО применяют свои составы.
Что же касается самих вышибных панелей, то отдельно хочется поговорить о перегородке. Её толщина составляет 28 мм, а сделана она из того же проката, что и внутренний броневой лист. Перегородка на просто приварена к борту, это и есть часть борта, что повышает прочность конструкции, но при нескольких условиях… Во-первых, бронированная шторка должна быть закрыта (и это условие часто игнорируется в реальных боевых условиях), во-вторых, снаряды в кормовой нише должны гореть. Кстати о взрыве, Composition A3 Type II имеет тротиловый эквивалент в 1.8, то есть, при весе ВВ в 1.92 кг, эквивалент одного снаряда составит 3.5 кг. И это только метательный заряд! При стандартной загрузке 50% ОБПС на 50% кумулятивных и многоцелевых снарядов, минимальный эквивалент составит 126 кг тротила. При массе ВВ в самом снаряде от 2 до 4 кг, тротиловый эквивалент вырастает до примерных 220-240 кг в тротиловом эквиваленте. То есть, в разрыве кормовой ниши и выбивании перегородки при детонации снарядов в башне «Абрамса» нет ничего странного.
Справедливости ради, чаще всего «Абрамсы» не взрываются, а выгорают из-за особенностей взрывчатого вещества и не закрытой перегородки в боевых условиях чем и обусловлено малое количество фотографий с разорванными башнями.
Поделись видео: