Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В период экономического развития СССР советские инженеры-конструкторы работали в самых различных направлениях.
Наряду с обычной техникой они занимались созданием уникальных автомобилей, которые и сейчас вызывают интерес и уважение.
Серийными такие модели не стали, при этом многие из них создавались всего в несколько сот экземпляров. Это стало причиной почему о них быстро все забыли.
ИМЗ-НАМИ-А50
По непроверенным источникам проект «Белка», или автомобиль ИМЗ-НАМИ-А50 разрабатывался с одной единственной целью, создать легковой автомобиль массового использования.
Изначально заказчиками автомобиля стало военное министерство, нуждающееся в легкой технике, которую можно было бы использовать в полевых условиях.
Руководитель проекта Ю.А. Долматовский сразу же в своих технических набросках предложил установить на автомобиле 4-тактный двигатель с тяжелого мотоцикла М-72, выпускаемый ирбитским мотоциклетным заводом.
Расположенный в задней части под капотом мотор из-за отсутствия естественного охлаждения перегревался, поэтому был установлен дополнительный принудительный обдув.
Хорошо продуманная геометрия сделала автомобиль проходимым, на самых сложных участках дорог.
В машину помещалось до 5 человек, а сзади имелся небольших размеров багажник. Герметизированный кузов позволял машине преодолевать водные преграды, что уже вызывало немалый интерес потенциальных владельцев.
Было создано сразу несколько образцов для испытания, с открытым кузовом и бездверный вариант, больше напоминающий лодку на колесах.
Несмотря на все перечисленные достоинства, машина открытого типа, где вместо крыши использовалось брезентовое покрытие, была не принята комиссией.
Возможно, это было и к лучшему, ведь практически не имеющая защиты ни от ветра, ни от осадков машина не у всех вызывала восхищение.
Образец с закрытым типом кузова был интересен только с технической стороны, в эксплуатации же он был крайне неудобен и поэтому его тоже забраковали для серийного выпуска.
Трехдверное авто имело тесный салон, при этом отличалось малокомфортными сидениями.
Полностью загруженное оно проседало и теряло скорость, на длинных расстояниях мотор с воздушным охлаждением часто перегревался, приходилось открывать багажник и подолгу ждать пока машина остынет.
ЗИС-134
Разработанный в 1954 году грузовик предназначался для эксплуатации в условиях отсутствия дорог.
Такая техника была очень нужна для осваивания дальних районов Сибири и министерству обороны, поэтому инженеры стремились создать грузовой автомобиль, который бы по своим техническим характеристикам подходил для трудновыполнимых задач.
Несмотря на то, что 4-хосный грузовик по своим возможностям превосходил даже такую технику как военные тягачи, не попал в серийное производство.
Если для работ в условиях труднодоступных районов Сибири машина не попала, то Министерство обороны, практически сразу заинтересовалась моделью.
Был сделан заказ на довольно большую партию, которая предназначалась для военных целей. Машина выпускалась на протяжении более 20 лет, хотя и небольшими партиями, исключительно для потребностей Советской Армии.
НАМИ С3МУ
В начале 60-х годов прошлого столетия военные подразделения остро нуждались в технике, которая была бы пригодной для использования в условиях отсутствии дорожного покрытия.
Инженерами различных КБ были предложены несколько вариантов вездеходов, где вместо колес предлагалось использовать пневматический гусеничный ход.
К разработкам был привлечен коллектив КБ МВТУ им. Баумана, в особенности те инженеры, которые ранее привлекались для участия испытаний подобной техники.
Разработчики предоставили несколько рабочих версий моделей, после чего комиссия выбрала вариант с использованием образца под названием НАМИ С3МУ, разработанного на базе автомобиля ГАЗ-69.
В основную конструкцию были внесены изменения, где задние колеса были заменены пневмогусеничным механизмом.
Также было принято решение установить на внедорожнике более мощный двигатель. Передние профильные колеса заменили на более широкие катки, что обеспечивало движение на самых сложных участках дорог.
Пневмотраки создавались отдельно работниками Омского завода шиномонтажной отрасли. В резино-кордовой основе был установлен вентиль, позволяющий выполнять регулировку давления узла.
На испытаниях под Москвой на специальном полигоне в г. Ступино автомобиль прекрасно передвигался по грязи глубиной в 0,6 м и с шириной колеи в 0,5 м, чем значительно обогнал результаты тестирования УАЗ-452.
На других участках полигона модель также полностью выполнила все поставленные задачи.
Несмотря на перспективность, проект НАМИ С-3 имел один единственный минус: при эксплуатации был отмечен быстрый износ пальцев гусениц.
Даже после того, как пневматические части гусениц были заменены металлическими, проблема так и осталась нерешенной.
В 1974 году все разработки проекта были переданы в архив института вездеходной техники, где он так и затерялся.
Поделись видео: