Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В эту статью собрал для вас необычные, а точнее даже парадоксальные проекты на основе серийной советской военной техники. Почти все они относятся к авиации, еще один — к флоту.
Эти необычные идеи так и не получили развития, а по поводу одной из них вообще не уверен, что кто-то это всерьез прорабатывал. С него и начнем.
Ту-160 в роли истребителя
Во всех возможных статьях о Ту-160 упоминается проект Ту-160П. И везде информации о нем всего полторы строчки: «Проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия».
Если честно, в реалистичность такой идеи верю очень слабо. Да, у советской авиапромышленности был опыт переделки не ставшего серийным бомбардировщика в барражирующий перехватчик Ту-128, однако Ту-160 почти вдвое больше по габаритам и в шесть с лишним раз тяжелее (если сравнивать максимальную взлетную массу).
Да, на Ту-160 можно поставить и мощную РЛС и целую батарею дальнобойных ракет, но при встрече с классическими «легкими» истребителями все это не поможет из-за колоссальной разницы в маневренности и других важных для ведения воздушных боя характеристиках. Поэтому проект если всерьез и прорабатывался, все равно был обречен.
«Акулы», переделанные в грузовые суда
Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» не нуждаются в представлении — это самые большие по водоизмещению подводные лодки в истории. Настоящие исполины глубин с 20 межконтинентальными баллистическими ракетами.
Из-за ограничений по договору ОСВ-2, нехватки финансирования и отсутствия ракет (у старых вышли сроки хранения, новые так и не сделали опять же из-за нехватки средств) их в 1990-е уже начали выводить из состава флота.
Чтобы спасти уникальные подводные крейсеры от утилизации и дать им новую жизнь, на рубеже девяностых и нулевых годов ЦКБ «Рубин» прорабатывало в интересах одной известной горно-металлургической компании проект. В рамках него планировалось переделать списанные подводные лодки проекта 941 в подводно-надводные суда (ПНС) для доставки до 12 тысяч тонн грузов, в основном, руду, по трассе Дудинка-Мурманск.
Для этого нужно было демонтировать с лодки вооружение, расширить носовую часть и разместить на освободившемся пространстве грузовые трюмы.
Там, где глубоко, огражданенные «Акулы» должны были идти под водой, а на мелководье всплывать и давить лед толщиной до 2 метров 15 сантиметров (данные по результатам макетных испытаний) новой носовой частью специальной конструкции.
Стоимость переоборудования одного ракетного крейсера в подводный сухогруз оценили примерно в 80 млн долларов. Скорее всего, именно из-за этого проект дальше не пошел. В компании, проявлявшей интерес к проекту, явно посчитали, что дешевле по старинке возить руду обычными конвоями во главе с ледоколами.
Як-52 в роли штурмовика
В 1970-1980-е годы в СССР проводились опыты по использованию в качестве легкого штурмовика поршневого учебно-тренировочного самолета Як-52.
При этом делалось это еще до ввода войск в Афганистан: скорее всего, апробировался опыт американцев, которые во Вьетнаме активно использовали турбовинтовые противопартизанские самолеты OV-10 Bronco и поршневые палубные штурмовики A-1 Skyraider.
Что сделали в СССР? Взяли массовый учебно-тренировочный самолет Як-52, усилили крыло, установили балочные держатели и блоки для запуска 57-мм неуправляемых ракет УБ-32. Машина была готова в 1978 году.
В такой конфигурации самолет (Як-52Б), конечно, летал, но при пуске ракет его очень сильно тормозило и бросало в разные стороны. Мешало два фактора: слишком легкий самолет для такого вооружения и невозможность точно синхронизировать пуски ракет из разных блоков.
Позднее, в 1983 году, КБ Яковлева по своей инициативе проверяло возможность установки тех же УБ-32 и пушечных контейнеров на обычные учебно-тренировочные и спортивные Як-52.
По итогам испытаний снова вылезли те же проблемы, что и раньше, поэтому идея развития не получила.
Пассажирский Ту-22М3
Еще один проект из 1990-х, когда предприятия оборонки просто пытались выжить. Например, в КБ Туполева появилась идея создать на базе снятого с производства Ту-22М3 сверхзвуковой бизнес-джет Ту-344.
Сильно переделывать сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик не планировали. Главным нововведением была комфортабельная герметичная пассажирская кабина на 10-12 человек вместо отсека вооружения.
Вроде выглядит логично, но на самом деле проект был нереализуем. Если вы хоть раз были свидетелем, как Ту-22М3 взлетает или садится на посадку, то могли оценить, какой грохот издают два двигателя НК-25 с форсажной тягой в 25 000 кгс.
С ними машина не имела никаких шансов пройти сертификацию для международных полетов, а кому нужен сверхзвуковой бизнес-джет, который никуда не может летать за границу? Да и шансов обеспечить комфортные условия для ВИП-пассажиров, было немного. Так что проект заглох.
Ан-12 в роли ганшипа
Ну и самый свежий пример.
Начну с определения. Ганшип — это самолет непосредственной артиллерийской поддержки войск на поле боя. В истории таких было совсем немного и самым известным примером является американский AC-130 разных модификаций.
Штука специфическая, но доказала свою эффективность в условиях конфликтов малой эффективности и противопартизанских операций, когда у противника нет ПВО, либо оно максимум представлено крупнокалиберными пулеметами и несколькими старыми ПЗРК.
В 2019 году некий «источник в ОПК» на форуме «Армия» рассказал агентству ТАСС, что в России принято решение создать свой ганшип на базе транспортного самолета Ан-12. Вооружить его планировали 57-мм пушками, количество которых не уточнялось. Проект вроде как даже получил наименование «Ночной охотник». Да, как Ми-28Н.
А в начале 2021 году уже источник «Известий» сообщил, что Минобороны скорректировало требования к программе и самолет артиллерийской поддержки не будут строить на базе Ан-12.
И это было абсолютно ожидаемо, поскольку Ан-12 не производится уже 50 лет, является одной из основных «рабочих лошадок» отечественной военно-транспортной авиации, а замены ему нет и даже не проглядывается.
Так что переделка в ганшип имеющихся Ан-12 не только бы отняла часть и так дефицитных самолетов, так еще и имела сомнительные перспективы, поскольку ресурс у 50-летних транспортников уже явно на пределе.