Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сейчас большинство людей заставшие период существования страны Советов, понимают, что в то время о проблемах государственного уровня, предпочитали умалчивать.
Одной из таких проблем являлась индустрия автомобилестроения, обеспечивавшая подъем и стабильность развития экономики СССР.
Тогда многие не могли понять, почему так происходило: на словах получалось, что все то, что выпускали советские заводы, было лучшим в мире, а на деле «загнивающий» мир капитализма пользовался товаром, включая технику, по качеству намного опережавшим советские аналоги.
Почему так происходило и что являлось истинной причиной, объясняется просто: для государства и системы экономики вкладывать финансы в широкомасштабные, но малоприбыльные проекты, было не выгодно.
Если выпуск грузового транспорта был налажен относительно на высоком уровне, то с разработками легковых моделей все было очень сложно.
На разработку проектов отечественных моделей легковых автомобилей финансов выдавали не очень много, при этом в первую очередь учитывалось, во сколько обойдется оборудование и сборка моделей.
И все же, некоторые коллективы инженеров пытались довести свои проекты до уровня зарубежных разработчиков.
Некоторые из проектов даже были запланированы к серийному выпуску и собирали малыми партиями, правда, в большинстве своем, эти модели машин были малоизвестными.
ВАЗ-2121 «Нива»
Выпущенная в 1977 году модель легкового автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» оказалась на удивление удачной.
Нельзя сказать, что автомобиль отличался повышенной комфортностью, но не эта особенность стала тем фактором, который дал «путевку» для создания целой серии гражданских внедорожников, которые позже начали выпускать не только в период существования СССР, но и позже.
Американцы и японцы высоко оценили технические особенности модели и даже внесли «Ниву» в список лучших внедорожников мира.
Если сравнивать самую первую разработку и современный автомобиль «Lada 4X4» выпускаемый российским автопромом, то можно сказать, что в моделях имеется множество сходных технических решений.
Причин почему «Ниву» часто сравнивают с автомобилями зарубежного производства много, хотя внешним видом модель не напоминает зарубежные внедорожники.
Первое и самое главное, этот автомобиль не копировали с западных аналогов, скорее наоборот, технические характеристики «Нивы» заинтересовали зарубежных производителей.
Мотор на бензине мощностью не более 83 л. с., задняя зависимая подвеска на кузове несущего типа, полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, ручная коробка с возможностью включения пониженной скорости это то, что до сих пор вызывает интерес западных производителей.
К слову сказать, на современных моделях, которые изготавливает российский производитель эти ключевые технические моменты так и остаются неизменными.
Единственными изменениями, которые были проведены в конце 90-х годов, стали доработанная четырехступенчатая трансмиссия и двигатель объемом в 1,7 л, с карбюратором производимый компанией «Солекс».
Исходя из анализа, «Нива» является одним из первых автомобилей советского автопрома, который в целом можно было бы довести по комфортным условиям до уровня зарубежных аналогов еще в период серийного выпуска, но конструкторы не захотели, или не могли по разным причинам это выполнить.
АЗЛК «Истра»
Когда уже перед распадом СССР, в конце 80-х КБ завода столичного завода «Москвич» разрешили пофантазировать, как можно улучшить отечественные автомобили конструкторы, имея уже некоторые заготовки, взялись разработать проект, который бы ни в чем не уступал самым лучшим моделям Европы.
Один только дизайн был признан одной из самых лучших работ, но это было еще далеко не все.
Инженеры предложили вариант дверей, которые отличались уже тем, что в салон пассажиры могли попасть одновременно, и на заднюю часть и на переднюю с помощью специальной пневматической системы.
Далее планировалось установить еще одну такую систему для подвески модели, что улучшало бы динамику движения по различным типам дорожного покрытия. К примеру, в низко-опущенном положение машину можно было эксплуатировать на шоссейных дорогах хорошего качества.
На скорости прижатую к покрытию машину меньше заносило на поворотах и удерживало бы на больших скоростях, а на участках дорог с выбоинами приподнятый кузов не давал бы зацепиться днищу за неровности.
Наличие сканера переднего обзора, позволявшего предупреждать водителя о внезапном появлении на дороге препятствия, подушки безопасности, АВS, натяжители на ремнях безопасности были даже лучшего качества, чем на самых престижных моделях иномарок.
И еще одной новинкой стала система самодиагонстики, которая была не просто набором сигнально-оповестительных лампочек, а полноценный компьютер, о котором только-только начинали разработки иностранные компании-производили.
В итоге конструкторы предложили заменить систему трансмиссии вариатором, что было абсолютно новым техническим решением. К сожалению, лихие 90-е помешали запустить спроектированную модель в серийное производство, а дальнейшие события в стране, уже бывшей, полностью поставили крест на проекте.
ГАЗ 3105 «Волга»
Эту разработку удалось реализовать конструкторам частично, ее и спроектировали вовремя, и даже получилось выпускать в малом тираже партиями на спецзаказы от правительства.
Эта модель должна была стать заменой легендарного автомобиля послевоенной эпохи «Чайка», которую хоть и мало кто из простых людей видел, но гордился и знал, что такая машина выпускается отечественным автопромом.
О «Чайке» ходило множество различных легенд, большинство из которых были попросту придуманы народом, но тот факт, что модель по классу была на шаг лучше других отечественных автомобилей, действительно подтвержден.
И все же, разработка середины 80-х годов, пусть и частично, удалась и модель разработанная коллективом инженеров Горьковского завода смог удивить своим проектом в первую очередь зарубежных коллег.
Установка полного привода с возможностью блокировки межосевого дифференциала должна была заинтересовать европейского потребителя, а значит, предприятие смогло бы продавать свои модели автомобилей за валюту.
Этот фактор был очень важен на тот период исключительно для выживания предприятия в сложных условиях перемен, которые наступили в стране.
Модель дополнили мощным двигателем, который, правда, отличался повышенным расходом топлива, но в то время на это мало кто обращал внимания: бензина было в стране много, и на нем мало кто экономил.
Хотя на серийной сборке устанавливалась механическая коробка передачи, имелась и другая разработка с коробкой-автоматом, так как это уже можно было увидеть на многих иномарках.
В дополнение на седане использовалась гидравлическая система управления рулевой колонкой и система климат-контроля, с электронным управлением, что было тогда технической новинкой даже для зарубежных моделей.
Была и другая «начинка», которая на более ранних моделях машин советской сборки не устанавливалась отечественным производителем.
Например, каждое сидение имело электрический привод, были установлены центральный замок и электрическая система стеклоподъемников.
По отзывам зарубежных аналитиков, модель напоминала что-то среднее между зарубежными «Мерседесами» и «Ауди», а это уже говорило о том, что советский автопром наконец-то решился заняться разработками машин, которые в первую очередь отвечать нормам европейского стандарта, а значит и уровнем качества комфорта.
Поделись видео: