Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
- История завода началась в 1941 году
- И объемы производства грузовиков и тягачей, вплоть до перестройки, росли каждый год
- Следующая реинкарнация «Колхиды», КАЗ-4540 получила сильно выдвинутую вперед кабину
- Из-за нового положения собирать и продавать «Колхиды» стало очень сложно
- Но даже такое производство не способно было поддержать Кутаисский завод «на плаву»
Несмотря на огромное количество отчасти безобидных, но бывало и плохих шуток, Кутаисский автомобиль завод — КАЗ остался в памяти как одно из самых необычных советских предприятий.
Даже те, кто родился и вырос во времена СССР мало что может поведать о Кутаисском автозаводе, кроме, конечно, баек и сплетен о самом известном кавказском грузовике, о Колхиде.
История завода началась в 1941 году
Тогда в Кутаиси на месте предприятия было пару мастерских, а по-настоящему КАЗ начали строить лишь в 1945 г. Через Иран в СССР доставлялась почти половина всей помощи от союзников. Вот Сталин и решил сделать дорогу со своим «транспортным» сердцем в Кутаиси.
Первый грузовик, это был ЗИЛ-150, собрали в 1951 г. Но основным направлением, о котором умалчивают официальные документы, должно было стать производство седельных тягачей и полуприцепов. Причем не простых, а ориентированных на перевозку по горным серпантинам.
В развитие Кутаисского автозавода начали вкладывать огромные средства, к 1967 г, когда появилась первая серийная модель «Колхиды» размеры предприятия, увеличились в 4 раза, затем к 1985 г еще в 2 раза. В среднем в год Кутаисский завод собирал около 5 тыс. грузовиков.
И объемы производства грузовиков и тягачей, вплоть до перестройки, росли каждый год
Конечно, у «Колхиды» было немало проблем, сначала на первых моделях сильно грелся мотор от ЗИЛ-157, «хромало» качество сборки. Еще бывали проблемы с трансмиссией.
Но были и плюсы – абсолютно новый уровень комфорта, благодаря позаимствованной у чехословацких моделей бескапотной кабине. Был кондиционер и спальное место. А еще очень прочная рама и выносливая ходовая часть. Колхида реально могла с грузом пробиться по самым разбитым дорогам.
Кстати, изначально Колхиду начинали разрабатывать именно на заводе имени Лихачева. Но потом потеряли интерес к машине и передали ведение конструкторских работ непосредственно в Кутаиси.
Следующая реинкарнация «Колхиды», КАЗ-4540 получила сильно выдвинутую вперед кабину
Это конструкция, полностью адаптированная к узким горным дорогам. Усиленные тормоза, новый двигатель от ЗИЛ-130, но качество сборки так и осталось на том же уровне.
Устранить большинство проблем конструкторам Кутаисского автозавода удалось лишь к началу 90-х, но спрос на автомобили спал. В 1993 г КАЗ собрал всего 650 грузовиков. Тем не менее, Колхида так и не стала клоном «Татры» или «Шкоды», хотя качество стало выше.
Из-за нового положения собирать и продавать «Колхиды» стало очень сложно
Тем не менее, вплоть до 2001 г. Кутаисский завод производил машины небольшими партиями, в основном для внутреннего рынка. Следующие десять лет руководство КАЗ искало инвесторов по всему миру. Производство грузовиков практически остановилось, большая часть продукции вплоть до 2010 г составляли запчасти и ремкомплекты для эксплуатируемых «Колхид».
Часто на завод пригоняли старые грузовики, восстанавливали их и реализовали по сниженным ценам. И такие машины действительно покупали, так как это был один из самых приспособленных грузовиков для работы в условиях Кавказа.
Но даже такое производство не способно было поддержать Кутаисский завод «на плаву»
Оборудование стремительно устаревало, ветшала инфраструктура и помещения цехов. Нужны были огромные средства для обновления станочного парка. И даже кое-что обновили. Но после 2010 года Кутаисский автозавод окончательно встал.
Часть сборочной линии выкупил инвестор из Эмиратов. Остальное долго и трудно приспосабливали под производство запчастей к китайским авто.
Уже в 2019 г на завод пришла одна из китайских компаний, которая развернула производства комплектующих и запчастей к своим машинам в одном из цехов. Остальные территории выглядят достаточно непрезентабельно. Все запущено причем основательно.
Тем не менее, в планах Кутаисского автозавода расширить и восстановить хотя бы часть сборочных линий. Уже сейчас налажена мелкосерийная сборка новых автомобилей «Груз».
Это обычное локальное производство одной из импортных моделей. Но машины продаются, хотя и не в таких количествах как «Колхиды», «Иверии» и «Тбилиси». Прибыль есть, и возможно, что Кутаисский автозавод с помощью китайских инвесторов выйдет на производство полноценных грузовиков.
Поделись видео: