Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Легендарные аэросани «Бе-Ка», произведенные организацией КОМПАС (комиссия по организации постройки аэросаней) стали единственными боевыми санями, которые участвовали в военных действиях.
Производство начало свою работу осенью 1919 года. В состав комиссии КОМПАС вошли такие видные советские конструкторы, как Туполев, Кузин, Стечкин и другие сотрудники разных НИИ. А ее председателем стал Николай Романович Бриллинг.
Потребность в аэросанях была настолько велика, что в КОМПАС беспрестанно поступали на них заявки.
Однако, квалифицированных рабочих на производстве катастрофически не хватало, поэтому к концу весны 1920 года удалось выпустить лишь 9 из 10 машин под маркой «Бе-Ка». Последнюю единицу сдали уже в следующем году.
В феврале, когда завязалась известная Кронштадтская битва, в атаке приняла непосредственное участие и аэросанная команда.
Большинство ее машин состояло из саней «Бе-Ка». Машинами управляли специально обученные рабочие КОМПАСа.
В начале штурма аэросанной команде был отдан приказ оказывать поддержку атакующим, отвлекать внимание противника пулеметным огнем.
Первая пара машин ушли под лед, третьим удалось ворваться в крепость первыми среди нападающих. За эту заслугу весь экипаж аэросаней был удостоен наград.
К сожалению, эти достижения в бою стали для машин марки «Бе-Ка» финальными.
Аэросани, идеи конструкции которых закладывались еще задолго до начала их производства, оказались не нужны.
«Бе-Ка» имели множество недостатков: из-за своей тяжести они с трудом передвигались по снегу; санями на четырех лыжах было слишком трудно управлять, к тому же на них не была предусмотрена амортизация, что очень выматывало экипаж.
Кроме всего прочего, в 1922 году арестовали и обвинили в котрреволюционной деятельности инициатора проекта Бриллинга.
После этих событий машины больше в каких-либо военных действиях не участвовали, их передали в различные военные подразделения и использовали исключительно как служебный транспорт.
Поделись видео: