Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Колоссальный успех в области изучения космоса учеными Советского Союза, это неоспоримый результат работы, который и сейчас заставляет многих призадуматься, все ли было так плохо при СССР, как сегодня принято считать.
Подготовка людей, которых готовили для полетов в космос, оказалось не менее сложной задачей, чем сама техника, требуемая для их обслуживания.
Вся программа по обучению космонавтов, была продумана до мелочей, даже то, каким видом транспорта будут доставлять людей к «Байконуру». И какими техническими и эксплуатационными характеристиками он должен обладать.
ЛАЗ-695Б
Эта модель автобуса, разработанная на Львовском автобусном заводе, внешне практически ни чем не отличалась от техники, которую выпускал коллектив предприятия. Для того периода автобус считался одним из самых престижных в СССР.
Просторный и уютный салон, мягкие кресла, плавный ход, все эти технические и дизайнерские характеристики позволяли использовать ЛАЗы на междугородних рейсах страны, а после модернизации и на международных перевозках.
Удачные проекты моделей, как автобусов, так и другой техники по несколько раз модифицировали, что часто давало очень неплохие результаты.
Подобное задание по модификации готового проекта междугороднего автобуса получили и инженеры Львовского завода. От них потребовали не только проанализировать, но и решить проблемы технически слабых узлов, сделав их более качественными в эксплуатации.
Еще одной важной задачей являлось переоборудование салона автобуса с возможностью установить различную аппаратуру.
В автобусе, убрав привычные сидения, установили удобные столики, поворотные кресла, систему по регулированию микроклимата, узел связи, туалет.
Никто из рабочих и даже инженеров не знал, для чего нужен был автобус, при этом все, кто принимал участие в модификации и сборке, дали подписку о неразглашении государственной тайны.
На самом деле эта модель предназначалась для перевозки космонавтов и обслуживающий их персонал.
Все, начиная от первого и заканчивая последними, выпускали по факту необходимости, например, первый автобус собирали специально для первого в мире космонавта покорившего космос Юрия Гагарина, а позже и для других советских космонавтов и летчиков-испытателей.
Самую первую модель, как память о достигнутом, смогли сберечь в качестве музейного экспоната, предварительно отправив автобус в 1980 году на восстановление и ремонт.
Самый первый ЛАЗ, предназначавшийся для доставки советских космонавтов на «Байконур» эксплуатировался шесть лет, обслуживая такие известные в космонавтике рейсы, как запуск космических кораблей «Восход» и «Восток».
ЛАЗ-695Е
Эта модель ЛАЗа была передана Львовским заводом по выпуску автобусов в 1967 году, взамен старой модели, которую списали, но не выбросили на свалку.
Ее специально разработали под космические корабли серии «Союз», где для доставки космонавтов не требовалось находиться в момент переезда в скафандрах, убрав часть ненужной аппаратуры и мебели.
Освободившееся в салоне место, которое занимала система микроклимата, заменили другой аппаратурой. Убрали и удобные кресла-вертушки, так как космонавтам они больше не требовались.
Эта модель тоже эксплуатировалась недолго, всего какие-то 4 года, так как в 1971 году автобус заменили на позже модернизированную другую технику, выпускаемую этим же автобусом.
ЛАЗ-695М
Эти два ЛАЗа, которые почему-то начали называть «эмками», а их было сразу два, предназначались для перевозки двух составов космонавтов, для основных и дублеров.
Как позже оказалось, для экипажа корабля «Союз-11», трех космонавтов, Волкова, Добровольского и Пацаева эта поездка оказалась последней. Все трое космонавтов при возвращении на землю разбились.
Эта трагедия стала причиной, из-за которой новые модели автобусов снова оборудовали приборами поддержания микроклимата, так как космонавтам пришлось на период доставки на космодром находиться в скафандрах, точно так, как это было предусмотрено при транспортировке Ю. Гагарина и других космонавтов.
ЛАЗ-699И и ЛАЗ-699П
В 1974 году, специально для подготовки совместно советско-американских космонавтов инженерам Львовского завода дали задание разработать абсолютно новые проекты автобусов, которые были названы ЛАЗ-699И и ЛАЗ-699П.
Первая модель предназначалась для предполетных рейсов, в период, когда космонавтов возили для ознакомления и тренировок и вторая для доставки экипажей на стартовую площадку непосредственно перед стартом космического корабля.
Модель ЛАЗ-699И отличалась в первую очередь тем, что на крыше автобуса был установлен импортного производства кондиционер и вместе с космонавтами на нем доставляли специальную команду по обслуживанию.
Эти специалисты должны были следить за идеальной чистотой костюмов космонавтов, очищая их от пыли, песка и частиц грязи.
Салон разделил на три герметических отсека. В первом находились люди, необходимая аппаратура и гардероб для одежды. Второй отсек предназначался для транспортировки повседневной одежды космонавтов и специальное оборудование для уборки пыли.
Третий салон практически повторял первый отсек, с той разницей, что в нем помимо всего прочего в шкафах была подготовлена стерильно чистая одежда для космонавтов.
Обе модели автобусов были напичканы всевозможными приборами, обеспечивающие комфортность доставки космонавтов на космодром и обратно.
Помимо бытовых приборов также были установлены переговорные устройства, связь, видеомагнитофоны, приемник, запасная УКВ-радиостанция, аппаратура для фото и видео съемки.
Оба автобуса имели экранируемую защиту для всех электроприборов, автономную систему вентиляции и двойные атермальные стеклопакеты, установленные вместо обычных стекол.
С учетом повышенного количества аппаратуры на моделях были установлены генераторы и дополнительные аккумуляторные батареи.
Единственное, что львовские инженеры «позаимствовали» из других разработок, были силовой двигатель ЗИЛ-375Я5 и КПП ЯМЗ-204У.
Во всем остальном все, включая самые новейшие технологии, были разработаны коллективом инженеров ЛАЗ, при этом некоторые из них в очень сжатые по времени сроки.
В некоторых случаях, например монтаж специальной подвески для фото-кино съемок инженеры изготавливали и устанавливали после консультации с другими специалистами.
За всю историю существования Львовского автобусного завода было выпущено десятки различных модифицированных автобусов, но именно эти модели стали гордостью коллектива, так как все, начиная от директора предприятия и заканчивая автомеханиками, понимали, какую высокую честь им всем было оказано.
Поделись видео: