Loading...
Аналогов не было. Пять самых необычных танков и САУ Холодной войны, созданных за рубежом - новости Подоляка

Аналогов не было. Пять самых необычных танков и САУ Холодной войны, созданных за рубежом

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0

Рад приветствовать вас на моем канале. В новой статье я решил собрать самые, на мой взгляд, необычные танки и боевые бронированные машины, которые серийно строились и состояли на вооружении в западных странах.

В статье рассказывается только о серийной технике, которая выпускалась и стояла на вооружении во второй половине XX века.

Strv 103 (Швеция)

Данная статья никак не могла обойтись без этого чуда инженерной мысли. Хоть Швеция в годы Холодной войны не состояла в НАТО, но все равно готовилась к возможной войне с СССР. Понимая, что силы в любом случае будут не равны, шведы сделали ставку на внезапные засады в условиях труднопроходимой местности, изобилующей лесами, озерами и болотами.

Strv-103 на учениях

Для таких условий был необходим относительно легкий танк с высокой проходимостью и подвижностью, но при этом с мощным орудием, способным поражать советские танки, и достаточным бронированием.

В результате на свет появился Strv 103, стоявший на вооружении шведской армии с 1966-го по 1990-е годы.

Что в нем было необычного? Да все! Загибаем пальцы:

1) Отсутствие башни. Это позволило сэкономить в массе, за счет чего усилить бронирование.

2) Жестко смонтированное орудие (105-мм L74), которое наводилось в горизонтальной плоскости поворотом всего корпуса, а в вертикальной — наклоном корпуса с помощью связанной с подвеской электрогидравлической системы. Из-за этого функции наводчика выполнял мехвод.

3) Автомат заряжания с рекордной скорострельностью в 15 выстрелов в минуту. Это стало возможным благодаря неподвижности орудия. Расплачиваться за это пришлось фактической невозможностью точной стрельбы с ходу.

Strv 103 на учениях

4) Несмотря на массу в районе 40 тонн, Strv 103 умеют плавать. Но для этого требуется дооборудование танка специальным кожухом, как у Sherman DD времен Второй мировой.

5) Третий член экипажа, радист, сидит лицом к корме и имеет в распоряжении второй комплект органов управления. При необходимости он может взять управление на себя, после чего Strv 103 поедет вперед кормой, то есть задним ходом на той же скорости, на которой может ехать вперед. Такая мера должна была позволить резко покидать место боестолкновения.

-5

Вот такая интересная машина получилась у шведов. Всего выпустили 335 единиц, которые на протяжении почти 30 лет составляли основу танкового парка страны.

M50 Ontos (США)

Смотря на старые черно-белые фото с M50 Ontos, можно подумать, что это чудо техники родом из 1940-х и использовалось в боях с Японией на островах в Тихом океане.

Но нет: машина принята на вооружение Корпуса морской пехоты США только в 1955 году и повоевала уже во Вьетнаме.

M50 классифицируется как САУ. По сути это легкий истребитель танков. Масса машины составляла 8,63 тонны, что позволяло перебрасывать ее по воздуху имевшимися в 1960-х тяжелыми вертолетами. Броня защищала экипаж от пуль винтовочного калибра и осколков.

M50 Ontos на Гавайях

Ontos вооружался шестью 106-мм безоткатными орудиями, чьи кумулятивные гранаты пробивали до 300 мм брони. Для точного наведения использовались четыре пристрелочных 12,7-мм пулемета M2 Browning. При приближении цели на дистанцию в 1200 мм и меньше открывался огонь из пулеметов. После пристрелки и корректировки можно было открыть огонь из одного, двух, четырех или сразу шести орудий.

После исчерпания боекомплекта нужно было отходить в тыл и перезаряжать вручную, выходя из машины. Что, конечно, было недостатком.

M50 и ее экипаж. Видны открытые задние двери

Ontos активно применялись во Вьетнаме, где хорошо себя зарекомендовали благодаря высокой проходимости и возможности закидывать машины на удаленные участки с помощью вертолетов. Поскольку бронецелей у противника было немного, M50 чаще всего применялись для поддержки пехоты, работая с подготовленных позиций.

Всего в 1955-1957 годах выпустили 351 M50 Ontos, которые прослужили в КМП до 1970-х.

M551 Sheridan (США)

M551 Sheridan — это легкий американский авиатранспортабельный танк. Разработан в 1960-е годы, воевал во Вьетнаме и других конфликтах вплоть до «Бури в Пустине».

M551 Sheridan 82-й воздушно-десантной дивизии в одном из учебных центров в 1985 году

Что же в нем такого необычного? Это, конечно, вооружение.

На легкий танк с алюминиевой броней весом в 15 тонн установили 152-мм (!) нарезную пушку-пусковую установку M81. У нее было три основных боеприпаса: противотанковая управляемая ракета MGM-51 Shillelagh («Шилейла»), а также унитарные кумулятивно-осколочный и шрапнельный снаряды со сгораемой гильзой.

Испытательный пуск MGM-51 Shillelagh

Аналогичную пушку также серийно устанавливали на M60A2 Starship (выпущено 526 машин) и планировали устанавливать на ОБТ MBT-70 (не пошел в серию).

Орудие показало себя скорее негативно. После выстрела в стволе не только сгорал порох, но и сама гильза, после чего требовалось время на удаление газов. Из-за этого реальная скорострельность достигала не более двух выстрелов в минуту, что было очень мало. Хватало и других проблем.

Во Вьетнаме танк хорошо показал себя в плане мобильности. Благодаря низкой массе мог пройти там, где застревали более тяжелые машины, а еще его можно было закинуть на дальнюю базу вертолетом.

Транспортировка M551 вертолетом CH54

Расплачиваться за это пришлось низкой живучестью. Легкие машины с противопульной броней и укладкой из 152-мм кумулятивно-осколочных снарядов (ПТУРы во Вьетнам не завезли) с легкостью взрывались после попаданий из РПГ и других ПТ-средств.

В итоге уже к концу 1970-х «Шериданы» начали выводиться из частей армии и передаваться в соединения национальной гвардии или на хранение. Лишь несколько десятков остались на вооружении у частей воздушно-десантных войск, поскольку альтернативы не было и не ожидалось.

В 1989 году 17 M551 задействуют во время вторжения в Панаму (операция «Правое дело»). При этом их не просто привезли, а сбросили с самолетов, что стало пока единственным в истории случаем десантирования бронетехники в боевой обстановке. В процессе потеряли два танка, оба разбились вдребезги при десантировании.

«Шериданы» еще примут участие в операции «Буря в Пустыне» против Ирака в 1991 году. Именно там они единственный раз применят в боевой установке свои ПТУР «Шилейла», правда это будут единичные пуски: всего шесть отстрелянных ракет. При этом всего наштамповали 81 тысячу выстрелов, поскольку планировалось снабжать ими сразу три типа танков.

M551 Sheridan 82-й воздушно-десантной дивизии и его боекомплект во время подготовки к операции «Буря в Пустыне», декабрь 1990 года

«Шериданы» из-за отсутствия альтернатив оставались на вооружении 82-й воздушно-десантной дивизии как минимум до 2008 года. А еще их переделывали в макеты советских танков для учений и фильмов.

AMX-13 (Франция)

Эта боевая машина хорошо известна любителям онлайн-игр про танки. Главная «фишка» AMX-13 — это качающаяся башня с автоматом заряжания барабанного типа. За пушкой находились два барабанных магазина на шесть снарядов в каждом, благодаря чему скорострельность достигала до 12 выстрелов в минуту.

AMX-13/105 армии Индонезии

Правда после этого танк оказывался безоружным и должен был уходить в тыл на полную перезарядку, которая осуществлялась через люки в корме башни.

Барабанный магазин танка AMX-13

AMX-13, несмотря на специфичность, стал одним из самых (если не самым) массовых легких танков после Второй мировой войны. Всего во Франции (1952-1964) и по лицензии в Аргентине (1968-1984) выпустили около 7700 машин.

Танк неоднократно модернизировался, в разные годы производились версии с 75-, 90- и 105-миллиметровыми орудиями, устанавливалось и ракетное вооружение.

Также на базе AMX-13 производилась и другая техника, например, САУ, зенитные самоходные установки, бронетранспортеры и другие.

В некоторых странах AMX-13 и машины на его базе служат до сих пор.

Wiesel (ФРГ)

Самый современный из образцов техники, представленных в этой статье. Бундесвер заинтересовался идеей создания легкой боевой машины для огневой поддержки десанта в начале 1970-х годов на фоне появления у СССР БМД-1, но подошли к вопросу по-другому. Машина не должна была перевозить людей, а предназначалась только для установки вооружения.

В результате получилась Wiesel («Визель»), которую можно отнести к давно ушедшему классу танкеток, поскольку ее масса не превышает и 3 тонн. Кстати, разработала машину компания Porsche.

Wiesel предназначается для десантирования из вертолетов или самолетов посадочным способом. Варианты с парашютным десантированием изначально рассматривались, но были отвергнуты.

Выгрузка Wiesel из вертолета CH-53G. За раз такой вертолет может перевезти две «танкетки»

Помимо очень скромных габаритов и массы «Визель» выделяется еще и конструкцией гусениц: они резиновые с металлическим кордом и завулканизированными внутрь стальными поперечинами.

Первые машины Бундесвер получил под самый занавес Холодной войны — в 1990 году, а до 1995-го были поставлены 345 единиц в двух основных модификациях: с 20-мм автоматической пушкой и с ПТРК TOW-2. В первом случае экипаж состоит из двух человек, во втором — из трех.

Безусловно, главной защитой для современной немецкой танкетки являются ее минимальные габариты и высокая подвижность. Броня тоже есть, но она противопульная.

В 1994-м году была представлена «растолстевшая» версия — Wiesel II с увеличенным заброневым объемом. За счет этого на ее основе получилось разработать целую линейку машин: от БТР до ЗРК и самоходного миномета. Но это уже совсем другая история.

Wiesel II в санитарном варианте

А первое поколение Wiesel до сих пор остается на вооружении десантных частей Бундесвера. В 2019 году на модернизацию 196 машин выделили 73 миллиона евро, за счет этого их службу планировали продлить до 2030 года.

Wiesel во главе колонны Бундесвера в Афганистане на фоне одного очень известного здания. Узнали? Пишите в комментариях.
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии