Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Четыре пушки, две тысячи снарядов, пятнадцать миллиметров брони, 280-сильный дизель и пять душ в экипаже – все это советская ЗСУ-23-4 «Шилка». Самоходная зенитка, названная в честь одной из крупнейших рек Забайкальского края России. Абсолютно чудовищная установка, которую афганские душманы в своё время прозвали не иначе как «Шайтан-Арбой». Не просто ветеран, а настоящая легенда советских и постсоветских ПВО остающийся в строю, несмотря на почтенный возраст.
К концу 1950-х годов реактивные самолёты уже перестали быть чем-то фантастическим, а вертолёты больше не рассматривались исключительно в качестве транспортной машины, превратившись в полноценную боевую платформу. В это же время появляются и первые зенитно-ракетные комплексы, которые при всей своей полезности в момент времени всё ещё остаются исключительно стационарными. Последнее серьезно ограничивает возможности ПВО в деле борьбы с низколетящими целями. При этом существующие на момент начала 1960-х годов зенитные установки обладают весьма ограниченной эффективностью против реактивных самолётов и новейших вертолётов, чья скорость уже практически сравнялась со скоростью лучших моторных самолётов Второй мировой войны.
Основным зенитным самоходным комплексом Советского Союза на тот момент остаётся ЗСУ-57-2, которая уже к концу пятого десятилетия XX века считалась машиной прошлого поколения с её исключительно оптической системой наведения и невысокой скорострельностью. В этих условиях советские руководство принимал решение о создании нового самоходного зенитного комплекса, способного бороться с низколетящими целями и осуществлять охранение стационарных объектов, армейских колонн, обороняющихся или наступающих порядков. Разработка перспективной установки началась в 1957 году. Специалисты НИИ «Стрела» трудились над созданием системы управления огнём, в ОКБ-357 занимались разработкой оптики, в ОКБ-40 – шасси, а в ВНИИ «Сигнал» спроектировали для будущей ЗСУ приводы наведения.
Спустя несколько месяцев напряженной работы советские конструкторы выкатили на суд военных две машины: ЗСУ-37-2 «Енисей» и ЗСУ-23-4 «Шилка». В первую очередь установки отличались вооружением: на «Енисей» поставили две спаренные 37-мм пушки 500П, в то время как «Шилка» получила сразу четыре, но 23-мм 2А7. Также машины оснастили разными радиолокационными системами: «Байкал» и «Тобол», соответственно. Третьим важным отличием стало шасси. «Енисей» базировался на ходовой части опытной советской самоходки СУ-100П, в то время как «Шилку» поставили на гусеницы АСУ-85, боевой машины, созданной для нужд военно-воздушных сил. Предполагалось, что на вооружение примут обе машины. «Шилка» должна была заняться охраной мотострелковых подразделений, в то время как «Енисей» позиционировался в качестве щита для бронетанковых войск.
В 1960 году начались всесторонние испытания. По результатам многочисленных тестов стало понятно, что хотя машины и имеют ряд отличий, в целом эффективность обеих установок вполне сопоставима. «Шилка» была заметно легче (весила всего 19 тонн против 28 тонн у «Енисея») и примерно в 1.5-2 раза лучше справлялась с низколетящими стремительно движущимися целями на высоте до 500 метров. В свою очередь «Енисей» в два раза превосходил конкурентку по эффективной высоте стрельбы. К принятию на вооружение комиссия рекомендовала обе машины, однако в 1962 году из организационных соображений было решено выбрать всё-таки одну. Так как именно «Шилка» лучше справлялась с низколетящими целями, последняя симпатия советских военных осталась именно за ней.
В серийное производство ЗСУ-23-4 пошла в 1964 году. Выпускали установку вплоть до 1982. За почти два десятилетия советская власть наклепала более 6.5 тысяч этих установок, благодаря чему оставшиеся «Шилки» используются по сей день. Помимо Советского Союза, а ныне бывших советских республик, ЗСУ-23-4 активно используется в ряде стран Ближнего Востока. К слову, именно там установка, названная в честь сибирской реки получила первый боевой опыт. Крещение огнём «Шилка» пережила в ходе Войны на истощение. В 1970 году машине из состава египетских ПВО удалось сбить израильский истребитель-бомбардировщик Mystere IV. В дальнейшем «Шилка» применялась еще как минимум в двух десятках вооруженных конфликтов, включая войны во Вьетнаме, Анголе, Афганистане, Персидском заливе, Сербии, Ираке и Чечне. Ограниченно эти старые, но проверенные временем советские машины используются по сей день. Тем более, что с 1960-х годов «Шилка» минимум дважды модернизировалась.
Как и многие другие зенитные комплексы, «Шилка» широко используется не только в качестве ПВО, но и в качестве артиллерийской системы для борьбы с живой силой и лёгкой техникой. Наиболее широко в этом качестве установка применялась советскими войсками в ходе Афганской войны. Так как у моджахедов не было ВВС, появилась даже специальная модель ЗСУ-23-4 без радиолокационного оборудования. Освободившиеся место и масса в конструкции машины были использованы для двукратного увеличения боекомплекта. Что интересно, советские колонны в сопровождении «Шайтан-Арбы» («дьявольской колесницы» — именно так ЗСУ прозвали душманы) практически никогда не подвергались нападениям.
Поделись видео: