Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы покажем место, откуда в годы Великой Отечественной Войны начиналась «Дорога Жизни» в блокадный Ленинград и расскажем про два с виду невзрачных буксира, которые внесли большой вклад в снабжение блокадного города.
В этот раз мы держим путь в Новую Ладогу в Волховском районе Ленинградской области.
Где нас заинтересовал памятный мемориальный комплекс героям Ладоги на площади Кирова у берега реки Волхов, посвящённый памяти о моряках Ладожской военной флотилии и речниках Северо-Западного речного пароходства, защищавших водную часть печально знаменитой «Дороги Жизни» в годы блокады Ленинграда и обеспечивавших функционирование транспортного судоходства на Ладоге.
Здесь, на наклонной стеле из чёрного гранита, установлена памятная доска со словами: «Краснофлотцам и командирам, шкиперам и капитанам, морякам и речникам Ладоги, спасавшим Ленинград и ленинградцев в тяжкие дни и ночи блокады 1941—1944 гг. Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам. Высокая слава героев, в достойных потомках живи».
На обратной стороне установлена ещё одна табличка с надписью: «11 сентября 1941 года отсюда начала действовать ладожская коммуникация, связывающая блокадный Ленинград со страной и названная Дорогой жизни. Успешное действие военной трассы обеспечили корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-западного речного пароходства».
«Дорога Жизни» действовала не только в зимнее время, представляя колонны автомобилей и повозок на льду, но и в период навигации в виде различных судов и барж.
Идея создания этого мемориала пришла командующему Ладожской военной флотилией вице-адмиралу В. С. Чероков вместе контр-адмиралом С. В. Кудрявцевым и группе совета ветеранов флотилии под председательством З. Г. Русакова в 1982 г.
В 1983 г. институтом «Ленгипроречтранс» был разработан проект мемориала, который объединял память о моряках Ладожской военной флотилии и о речниках Северо-Западного речного пароходства в едином комплексе. Ограждённая якорными цепями площадка комплекса включала в себя тральщик «ТЩ-100», буксирный пароход «Харьков» и памятную стелу.
Так, предприятиями Новой Ладоги был произведён ремонт оригинальных старых кораблей, которым был возвращён облик военных лет и в 1984 г. они были подняты на берег и установлены на месте будущего мемориала.
В начале 1985 г. была построена стела, а сам мемориальный комплекс был торжественно открыт 9 мая 1985 г.
В 2018 г. была проведена капитальная реставрация мемориального комплекса и 25 августа — в день празднования 314-й годовщины со дня основания города, мемориальный комплекс был вновь открыт для посетителей.
Больше всего нам был интересен этот тральщик «ТЩ-100», построенный на верфи в Турку в 1900 г. как ледокольно-буксирный пароход и до 1940 г. входивший в состав финской флотилии канонерских лодок.
Во время Советско-финляндской войны он был захвачен и в августе 1941 г. вошёл в состав Ладожской военной флотилии, где его переоборудовали в тральщик.
«ТЩ-100» действовал в акватории Ладоги и принимал участие во множестве операций Ладожской военной флотилии, в том числе и в сражении у острова Сухо 22 октября 1942 г. Он перевозил грузы из Шлиссельбурга в северные порты, эвакуировал раненных и часто использовался по своему первоначальному назначению как ледокол.
После окончания войны «ТЩ-100» использовался латвийской рыболовецкой артелью «Звейниекс» в качестве буксира, носившего название «РБ-30».
Более подробную историю этого тральщика вы можете прочесть на табличке выше.
Построенный 125 лет назад, он всё ещё стоит на берегу.
Его клёпанные борта измяты «шрамами».
Залезем на корму.
В отличие от других кораблей из состава 6-го дивизиона тральщиков, «ТЩ-100» был более быстроходным. Кроме того, в отличие от других тральщиков он был дополнительно вооружён 45-миллиметровым кормовым орудием, в то время как у других такого орудия на корме не было.
К сожалению внутрь самого корабля не попасть, т.к. гермодвери в него заварены.
На палубной надстройке располагался 12,7-мм пулемёт. В годы войны их на борту было три.
Надстройка.
А на носу располагалась ещё одна 45-мм пушка.
Самым известным подвигом, в котором участвовал этот тральщик, несомненно являются события осени 1942 г., когда немецкое командование решило высадить десант на остров Сухо размерами всего 90 на 60 метров с маяком в южной части Ладожского озера.
С началом Великой Отечественной Войны благодаря находившейся на острове береговой батареи № 473 на три 100-мм пушки, этот остров контролировал ладожскую трассу и прикрывал вход в главную базу Ладожской флотилии.
Так, в ночь на 22 октября 1942 г., 16 немецких быстроходных десантных барж типа «Зибель», 7 десантных ботов охранения и 3 итальянских торпедных катера, используя непогоду скрытно подошли к острову Сухо, а в 7.15 утра, развернув десантные баржи во фронт, открыли интенсивный огонь по острову из сотни стволов, первыми же попаданиями нарушив связь гарнизона с командованием флотилии.
В это время южнее острова нёс дозорную службу тральщик «ТЩ-100» старшего лейтенанта П. К. Каргина, который несмотря на неравенство сил, открыл огонь по десантным кораблям и подбил головной немецкий корабль, а затем несколько десантных барж. Тогда на помощь «ТЩ-100» подошёл ещё и катер «МО-171» старшего лейтенанта В. И. Ковалевского, а затем включилась и островная береговая батарея под командованием старшего лейтенанта И. К. Гусева, накрыв десантную баржу, а хатем ещё два десантных судна.
Далее тральщик, катер и батарея держали оборону против вражеского десанта, подбив ещё несколько катеров, маскируясь дымовой завесой и противостоя атакам вражеских самолётов, сбив один из них. Тем не менее противнику удалось высадить десант на остров, что осложнило оборону с большой вероятностью зацепить своих.
В 9 утра на помощь обороняющимся подошла авиация, а следом и два отряда кораблей Ладожской флотилии, потопив ещё несколько катеров и барж.
Всего за шестичасовой бой было отражено 9 вражеских атак, а противник потерял потопленными или сильно повреждёнными 15 барж и катеров, 12 самолетов и большое количество живой силы. Ещё одна десантная баржа противника была захвачена.
После этих событий до самого конца войны противник не предпринимал в этом районе активных действий.
Рядом установлен буксирный пароход «Харьков», использовавшийся в годы войны на подводке судов к причалам западного берега Ладожского озера, а также расчисткой водных путей ото льда, подъёмом затонувших кораблей и грузов.
Именно этот буксир стал одним из основных кораблей флотилии, прокладывавших кабеля связи и топливопровод по дну озера в годы блокады Ленинграда.
Так, в первую зиму блокады Ленинграда, город оказался парализован не только голодом и 30-градусными морозами, но и обесточен. Встали заводы и трамваи, в домах погас свет и осталась всего одна рабочая электростанция.
Тогда военным советом было принято беспрецедентное решение запитать город от Волховской ГЭС при помощи многокилометрового кабеля, который был изготовлен на Васильевском острове.
В интернете пишут, что из-за нехватки изоляционной бумаги для такого длинного кабеля даже обратились в Монетный двор и использовали в кабеле бумагу для печати денег с водяными знаками.
Прокладкой этого кабеля по ночам и занималась Ладожская флотилия и в частности данный буксир «Харьков». Менее чем за два месяца кабель был проложен по дну Ладожского озера.
Вроде бы такой малыш, а совершил такое дело!
Но внутрь него тоже не попасть т.к. всё заварено.
А это створные Александровские маяки на дамбах Ново-Сясьского канала.
Один красный, а второй белый.
Ну а на этом всё.
Поделись видео: