Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Учёные обнаружили, что затонувшее более 500 лет назад у берегов Швеции судно на самом деле не является кораблём викингов.
По словам археологов, обломки корабля XV века у побережья Швеции могут принадлежать старейшему в Скандинавии судну, построенному по инновационной технологии «каравелла» (гладкая обшивка корпуса досками встык), которая придавала ему прочность, необходимую для перевозки тяжёлых пушек.
Место крушения в Ландфьердене, к югу от Стокгольма, является одним из пяти в этом районе, известных с 1800-х годов. Ранее считалось, что все они относятся к эпохе викингов (793–1066 гг. н. э.).
Однако в прошлом году морские археологи из стокгольмского музея затонувших кораблей Vrak (швед. «обломок») сообщили, что четыре из этих кораблей датируются XVII–XVIII веками, а самый старый был построен до 1480 года, возможно, даже в 1460-х годах, говорится в заявлении куратора музея и руководителя проекта Хокана Альтрока.
«Это большое судно, вероятно, около 35 метров в длину и 10 метров в ширину», — сказал он. «Каркас корабля всё ещё высоко возвышается над морским дном, а на корме ахтерштевень и руль остаются в вертикальном положении».7 мифов о Викингах, которые (почти) полностью ложные
Новая техника кораблестроения
Самым значительным аспектом затонувшего судна, получившего название «Vrak 5», является то, что оно было построено в стиле «каравелла», с досками обшивки, расположенными встык, что делало всю поверхность корпуса относительно гладкой, — пояснил Альтрок.
Для сравнения, традиционные скандинавские корабли, как драккары викингов, строились по технологии «клинкер» (обшивка внахлёст), что делало их лёгкими и относительно гибкими.
Однако использование гладкой обшивки в стиле «каравелла» — инновации, пришедшей из Средиземноморья примерно в VII веке нашей эры, — позволило укрепить корпус судна каркасом, сделав его более прочным.
По словам Альтрока, это стало решающим фактором, когда в XV веке на кораблях начали устанавливать пушки, и традиционные суда, построенные по технологии «клинкер», быстро устарели.
Важная находка
Эти детали делают «Vrak 5» ключом к пониманию перехода от клинкерного к каравельному судостроению — важного периода в морской истории Швеции, отметил Альтрок.
«Мы планируем подать заявку на внешнее финансирование для проведения раскопок, — сказал он. — Этот корабль представляет собой удивительное связующее звено между средневековым и современным кораблестроением».
Новый анализ также показал, что деревья, использованные для постройки «Vrak 5», были срублены в южном регионе Швеции Кальмар или в соседнем регионе Блекинге.
Археологи из Vrak также создали цифровую модель затонувшего судна с помощью фотограмметрии (техники создания 3D-моделей на основе множества фотографий), и результаты уже доступны онлайн.
Поделись видео:



