Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
- Угрозы со стороны дронов для аэропортов
- Рекомендация по защите от БПЛА аэропортов
- 1. Защита самолетов и вертолетов от БПЛА: сетчатые укрытия
- 2. Защита аэропорта от БПЛА: комплекс «Чайка»
- 3. Защита аэропорта от БПЛА: комплекс «Репейник»
- 4. Средства подавления РЭБ
- 5. Комплексная защита аэродромов от БПЛА
- Заключение
Аэропорты (гражданские и военные) – это ключевые элементы транспортной инфраструктуры, обеспечивающие бесперебойное сообщение между регионами и странами, поддерживающие экономику и безопасность, а также играющие важную роль в логистике, обороне и международных связях. Однако БПЛА, попав в руки злоумышленников, становятся серьезной угрозой для безопасности полетов, работы авиаперсонала и инфраструктуры аэропортов.
Угрозы со стороны дронов для аэропортов
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) обладают высокой маневренностью и небольшими размерами, что позволяет им обойти некоторые современные системы противовоздушной обороны (ПВО) и поэтому аэропорты становятся желанной целью.
Вызовы, связанные с использованием БПЛА против гражданских и военных аэропортов, включают:
-
Помехи управлению полетов. Присутствие беспилотника в зоне работы аэропорта может создавать помехи управлению полетами и заблокироваться отдельные радиочастоты.
-
Риск для самолетов. Удар дрона о самолет, особенно в зоне двигателей, может вызвать повреждения летательных аппаратов и создать угрозу для пассажиров.
-
Сбой в работе взлетно-посадочных полос. Даже небольшой дрон, попав в зону полета, может привести к приостановке рейсов, созданию пробок и финансовым потерям. Также небольшой квадрокоптер может быть затянут в турбину двигателя.
-
Угрозы объектам аэропорта. Злоумышленники могут использовать дроны для повреждения оборудования, систем навигации, объектов.
-
Доставка взрывчатки и контрабандного груза. Беспилотники с большой грузоподьемностью могут использоваться контрабандистами, чтобы пронести на борт лайнеров и ключевые зоны аэропортов свои грузы (минуя таможенный контроль и досмотр), а также взрывчатку.
-
Проведения разведки. Шпионаж и сбор данных может быть осуществлен благодаря установленным на беспилотниках камер и различных сенсорных передатчиков.
Эти угрозы подчеркивают необходимость комплексного подхода к защите аэропорта от вражеских БПЛА.
Рекомендация по защите от БПЛА аэропортов
Противодроновые меры для аэропортов – это специализированные решения, которые позволяют минимизировать угрозу и защитить как технику, так и инфраструктуру.
1. Защита самолетов и вертолетов от БПЛА: сетчатые укрытия
Первоочередная задача: защитить вертолеты и самолеты от дронов, которые могут атаковать военные аэропорты. В России придумали интересное решение – специальные противодроновые укрытия.
Для вертолетов:
-
полусферическое укрытие. Это как большой складной купол диаметром 16 метров. Представьте: вертолет садится в центр, а сверху раскладывается сетка из прочных тросов.
-
прямоугольное укрытие. Сетка натянута на каркас из стальных труб, сделанных в форме квадратов. ширина 26 метров, длина 32 метра. Сетка очень прочная, с ячейками размером от 5 до 18 см, чтобы остановить дроны.
Например, в таком укрытие помещается вертолет Ми-8, а это значит, что меньшие по размеру Ми-28 или Ка-52 тоже легко поместятся.
Для военных самолетов:
-
прямоугольное укрытие. Оно выглядит как большая сетчатая коробка высотой 9 метров, шириной 12 метров и длиной 30 метра. Чтобы закатить туда самолет предусмотрен специальный откидывающийся вход.
Эти конструкции защищают авиатехнику от небольших ударных дронов, например, дронов-камикадзе. Но… они могут остановить и достаточно мощный беспилотник, минимизировав повреждения.
Такое решение позволяет быстро и эффективно защитить технику в условиях боевых действий. Укрытие просто собирается и обеспечивает безопасность с минимальными затратами времени.
2. Защита аэропорта от БПЛА: комплекс «Чайка»
На выставке «Российский промышленник – 2024», которая проходила в Экспофоруме с 26 ноября по 28 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, был представлен мультимодальный комплекс контроля воздушного пространства аэропорта «Чайка».
Оптико-электронный комплекс «Чайка» – это устройство, которое:
-
обнаруживает и регистрирует полет птиц;
-
обнаруживает и регистрирует беспилотные воздушные суда (БВС) или беспилотные летающие объекты (БПЛА);
-
сопровождает траекторию полета птиц, БВС и БПЛА;
-
адресно отпугивает птиц.
Комплекс «Чайка» состоит из трех важных частей, и каждая выполняет свою задачу.
Первый модуль – пассивный когерентный локатор. Этот прибор умеет находить движущиеся воздушные цели на расстоянии до 30 километров. Особенность в том, что он сам не излучает никаких сигналов, а «слушает» те, которые уже есть в воздухе, например, от телевизионных вышек. Это делает систему невидимой для тех, кто мог бы захотеть её обнаружить.
Второй модуль – видеокамера высокого разрешения. С её помощью система «видит» объект в воздухе и определяет, что это такое. Например, камера может понять, что это – птица или дрон.
Третий модуль – инфракрасная камера. Этот прибор очень полезен ночью, в тумане или в плохую погоду. Он улавливает тепло от летящего объекта, что позволяет следить за ним даже тогда, когда обычная камера ничего не видит.
Теперь самое интересное: как работает всё вместе. У системы есть специальное программное обеспечение. Оно обрабатывает сигналы и изображения, помогает классифицировать (то есть понять, что именно летит) и отслеживать цели.
«Чайка» может наблюдать за объектами в радиусе 1,5 километра от аэропорта в любое время суток и при любой погоде. Если цель приближается на расстояние 800 метров, система начинает детально распознавать, кто это. Она способна отличить дрон от птицы, и даже сказать, к какому виду относится птица! Это важное отличие «Чайки» от других подобных систем.
3. Защита аэропорта от БПЛА: комплекс «Репейник»
Чтобы обнаруживать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и защитить от них аэропорты, рекомендуется использовать полный комплекс «Репейник».
3.1. Стационарные радиолокационные станции «Репейник-К»
ОРЛС «Репейник-К» – объектовая радиолокационная станция типа «Купол». Эти станции устанавливаются на объекте постоянно, чтобы следить за всей его территорией. Их задача — вести непрерывное наблюдение и своевременно обнаруживать любые потенциальные угрозы в воздухе. Такие станции хорошо подходят для больших объектов, где важно охватить всё пространство.
Рекомендуется для аэропортов устанавливать две ОРЛС «Репейник-К»
3.2. Носимая радиолокационная станция «Репейник»
Эта версия мобильная и легко переносится. Её используют, когда нужно временно наблюдать за конкретным направлением. Например, если известно, что угроза может прийти с определённой стороны, станцию быстро переносят и разворачивают в этом направлении и включают наблюдение.
Если для промышленных предприятий носимая станция НРЛС «Репейник» была не обязательна, то для охраны аэропортов от возможной угрозы со стороны БПЛА, ее приобрести рекомендуется.
Обе станции, стационарная и носимая, могут обнаруживать БПЛА на расстоянии от 0 до 15 километров. Это зависит от того, какого размера беспилотник и насколько он заметен для радара. Чем больше аппарат, тем дальше его можно заметить.
Итак, стационарные «Репейники-К» защищают объект на постоянной основе, а носимая версия «Репейник» помогает там, где нужно временное или оперативное наблюдение. Вместе они образуют гибкую систему, которая позволяет своевременно обнаружить дроны и принять меры.
4. Средства подавления РЭБ
В первой части Защита от БПЛА: рекомендация для промышленных предприятий мы подробно рассмотрели, какие бывают типы БПЛА. И знаем, что защита выбирается исходя из этих типов.
4.1. РЭБ против первого и второго типа БПЛА
Для защиты аэродрома от беспилотников 1 и 2 типа рекомендуется установить 10 блоков РЭБ «Пероед-С».
Или можно установить две турели «Пероеда-С-АТ», которые также защищают воздушное пространство над аэропортами.
И РЭБ «Пероед-С» и РЭБ «Пероеда-С-АТ» имею радиус в 2000 м и автоматически наводятся на летающие цели по данным радара ОРЛС «Репейник-К».
4.2. РЭБ против третьего типа БПЛА
Для защиты аэродрома от беспилотников 3 типа (самолетного типа «крыло») рекомендуется установить 8 блоков РЭБ «Мгла» ГНСС.
5. Комплексная защита аэродромов от БПЛА
Итак, для комплексного контроля воздушного пространства аэропорта и защиты от БПЛА, рекомендуется устанавливать все составляющие комплекса «Репейник», в который входит:
-
НРЛС «Репейник» – носимая (переносная) радиолокационная станция (радиус обнаружения 15 км)
-
ОРЛС «Репейник-К» – объектовая радиолокационная станция типа «Купол» (радиус обнаружения 15 км)
-
Подавляющие турели РЭБ «Пероед-С-АТ» для первого и второго типов БПЛА (радиус подавления 2 км).
-
Подавляющие стационарные блоки РЭБ «Мгла» ГНСС для третьего типа (радиус подавления 8 км).
-
Противодроновые сетчатые укрытия для самолетов и вертолетов.
Размещение оборудования должно быть организовано так, чтобы РЛС обнаруживала БПЛА на расстоянии до 15 км, модули РЭБ могли эффективно подавлять БПЛА на расстоянии не ближе 1 км от периметра охраняемого объекта.
Очень подробно о комплексе «Репейник» описано здесь:
Заключение
Системы радиолокационного мониторинга и электронная борьба обеспечивают надежное обнаружение беспилотных летательных аппаратов различных типов на различных расстояниях. Стационарные станции непрерывно контролируют всю территорию объекта, мобильные решения обеспечивают оперативный развертывание в зонах потенциальной угрозы, а РЭБы не позволят выполнить дронам поставленную перед ними задачу. Благодаря сочетанию различных устройств, система становится универсальным инструментом для эффективной защиты от БПЛА всей территории аэропорта.
К сожалению, не в моих силах прекратить эти полеты вражеских беспилотников. Но в моих силах донести информацию до охраны аэропортов, что в современных условиях необходимо переходить к системному противодействию БПЛА, чтобы минимизировать ущерб и, главное, сохранить жизни работников, отведя их из-под ударов.
Поделись видео: