Западный танк А17, который поставляли только в СССР: почему о нём забывают в большинстве статей о Ленд-лизе?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
5
+1
0
+1
3
+1
1
+1
0
+1
0

Практически неизвестный, но: первый поставленный по ленд-лизу по «Персидскому коридору», уникальная конструкция, стал причиной двух громких скандалов с Британской миссией.

Первый авиадесантный с высадкой на поле боя, первый с системой для плава Duplex Drive.

В рамках ленд-лизовских поставок первой отправила танки в Советский Союз Великобритания. Уже 11-го октября в Архангельск с конвоем PQ-1 прибыли два десятка боевых машин. Английские «Валентайны», «Матильды» и «Черчилли» хорошо знакомы всем, кто интересуется историей Великой Отечественной войны.

Танк А17, он же Light Tank Mk.VII или просто «Tetrarch I» практически неизвестен, он просто потерялся на фоне своих именитых сородичей. В большинство таблиц и статей его просто не включают «в связи с незначительностью объемов». Действительно, в РККА попало всего 20 этих танков, да и в Англии их было выпущено всего около сотни. И Советский Союз оказался единственной страной, куда они вообще поставлялись.

Западный танк А17, который поставляли только в СССР: почему о нём забывают в большинстве статей о Ленд-лизе?

Забыли его совершенно несправедливо. Он настолько интересный и уникальный, что заслуживает более близкого знакомства. Начнем с того, что партия из 20-ти «Тетрархов» оказалась первыми танками, прибывшими в СССР из Ирана по южному маршруту (его еще называют «Персидским коридором») в обход участков, где гитлеровцы могли перехватить/уничтожить конвой. Случилось это в декабре сорок первого. Удивительно, что он прошел всю войну. По состоянию на первое июля сорок пятого, в частях РККА еще оставалось три «Тетрарха».

Очень занимательна его биография. Проектировали его как легкий танк. Потом переквалифицировали в авиадесантный. Примечательно, что в сорок четвертом он стал первым в мире авиадесантным танком, примененным по прямому назначению. Это не ошибка. Да, немцы перебрасывали танки по воздуху, начиная с сорок второго. Но англичанам при высадке в Норвегию впервые удалось сбросить свои машины прямо на поле боя, доставив их на десантных планерах GAL 49 Hamilcar Mk.I.

К этому стоит добавить, что именно на «Тетрархе» Штраусслер впервые смонтировал и испытал систему «Duplex Drive» для преодоления водных преград вплавь. С установленным водонепроницаемым раскладным экраном и системой привода на винты танк превращался в амфибию. Позже эту систему активно применяли американцы на Тихоокеанском театре военных действий, высаживая свои «Шерманы» с кораблей на острова.

В процессе проектирования на танке, сохраняя общую конфигурацию меняли вооружение, значительно дорабатывали конструкцию. Постоянно пересматривались планы производства. А когда все устаканилось, возникла проблема с классификацией.

Танк «Тетрарх». Фото в открытом доступе.

По массе и бронированию он однозначно попадал в легкие, по вооружению, мощности двигателя и скорости относился к крейсерским. Это проблему решили изящно, расширив существующую классификацию. В нее добавили новый тип: легкие крейсерские. Он и остался единственным танком этого типа.

Гораздо интереснее особенности его конструкции, впрочем, многие решения становятся понятны после знакомства с историей его появления.

Вторая половина тридцатых годов стала временем краха старых концепций развития вооружений и военной техники. Гражданская война в Испании убедительно показала, что время пулеметных танков закончилось. Это стало весьма неприятным открытием для английских джентльменов. Их собственные бронетанковые части в основном как раз и состояли из легких танков с пулеметным вооружением.

Самым распространённым был «патрульный» танк Mk.VI компании Vickers-Armstrongs. До сих пор он их вполне устраивал. Со спаркой двух пулеметов (крупнокалиберного и обычного) в двухместной башне и скоростью около 60 км/ч на фоне одноклассников был самым совершенным. Он был хорошим разведывательным танком и успешно гонял туземцев в колониальных войнах. Но становилось понятно, что сейчас требуется что-то более серьезное.

Заказ уходит на ту же фирму Vickers-Armstongs. А в ней как раз произошли очень серьезные изменения. В конце тридцать пятого в авиакатастрофе погиб Карден и главным конструктором становится Литтл. Он участвовал практически во всех проектах «Carden-Loyd» и «Vickers», но оставался в тени. Теперь же получил право, ни на кого ни оглядываясь творить в свое удовольствие. Руководство фирмы его однозначно поддерживало, оно давно мечтало сократить затраты на лицензионные отчисления и отказаться от запатентованных Карденом и Ллойдом технических решений.

Танк «Тетрарх» с системой «Duplex Drive». Фото в открытом доступе.

У Литтла была своя довольно специфичная концепция легкого танка. Дело в том, что до танков он проектировал автомобили и этот опыт оказал значительное влияние на его новые проекты. Его идея настолько креативна, что «сумрачный немецкий гений» ставший «притчей во языцех» просто нервно курит в сторонке.

Предложенное им шасси содержало индивидуальную подвеску опорных катков большого диаметра на V-образных рычагах. Три из четырех на каждом борту были ведущими. Но, самое главное, все они были поворотными!

Разумеется, каждая пара со своей рулевой трапецией и прочими прелестями. Но, главное, для того, чтобы задавать направление движения поворотом управляемых колес не надо было снимать гусеничный обвод, как на танках БТ. Гусеничные ленты могли изгибаться в горизонтальной плоскости и шасси могло поворачиваться по автомобильному. Это серьезно увеличивало скорость прохождения поворотов с относительно большим радиусом поворота, а в случае необходимости можно было повернуть и по танковому, затормозив одну гусеницу.

По сути, это классическая схема многоосного автомобиля со всеми управляемыми колесами. Только на них еще и натянули гусеницы. Подобная схема, правда без гусениц, была позже реализована на немецких бронеавтомобилях SD.Kfz.231 8Rad и SD.Kfz.234 «Пума».

Идея Литтла была не такой уж и бредовой. Незадолго до этого он разработал трактор на такой же схеме. Машина прекрасно ездила и успешно прошла испытания, ее даже собирались выпускать и показали потенциальным покупателям. Но заказов не последовало.

Танк «Тетрарх» в десантном планере. Фото в открытом доступе.

Скорее из практических соображений. Каждый, кто когда-то имел «классические» жигули и менял наконечники рулевых с последующей регулировкой должен понять. Но там была одна ось, а здесь предлагалось четыре комплекта подобных проблем в одном флаконе. Английские фермеры, хоть и были продвинуты в техническом плане, но от такого непрактичного подарка дружно отказались.

Военные, похоже, с такими проблемами были незнакомы, поэтому проскочило. Впрочем, не насторожило их и то, что для того, чтобы заняться ремонтом КПП было необходимо снять мотор. В погоне за компактностью моторно-трансмиссионного отделения Литтл переборщил с излишне плотной компоновкой, что сказалось на удобстве ремонта. В итоге летом 1938-го года было решено запустить «Тетрарх» в серию.

Три десятка первых «Тетрархов» получила 1-я бронетанковая дивизия к концу июля сорок первого. Однако, войсковые испытания в условиях Ближнего востока разочаровали. Быстро ездил и красиво поворачивал танк только в метрополии, в условиях пустыни это не работало. Кроме того, в жарком климате перегревался мотор. Поэтому командование без сожалений рассталось с 20-ю танками, которые отправились в СССР.

Неожиданно танк понравился советским танкистам. Отзывы были вполне положительными. В более холодном климате проблем с перегревом было меньше. Отмечали высокую подвижность и маневренность машины. С 40 мм пушкой, пулеметом, двухместной башней, бронированием от 16 мм (лоб) до 10 мм (корма), удельной мощностью почти 22 л.с/тн и скоростью 64 км/ч он выглядел лучше танка Т-60 Астрова.

Танки «Тетрарх» на ближнем Востоке. Фото в открытом доступе.

Правда, несмотря на положительные отзывы, дальнейших заказов не последовало. От дальнейших поставок «Тетрархов» советское руководство отказалось, и эта партия так и осталась первой и последней. В принципе, вполне правильное и адекватное решение. От «Валентайнов» и «Матильд» пользы было больше.

Попавшие в Советский Союз танки остались в составе Северокавказского фронта и использовались довольно активно. Они не только несли службу по охране государственной границы и конвоев с ленд-лизовскими поставками, но и участвовали в боях сорок третьего на Северном Кавказе.

Кстати, благоприятные отзывы красноармейцев скорее сослужили ему плохую службу. Побывавший на Северокавказском фронте фотокорреспондент ТАСС Редькин настолько был очарован резвыми и маневренными английскими танками, что сделал серию фотографий, которые агентство с соответствующими комментариями и опубликовало в центральной печати.

Не учли только одного, на этот момент британцы считали его совершенно секретным. Разумеется, после этого джентльмены крайне возмутились и начался скандал. Погасить его удалось довольно быстро, прессе было дано строжайшее указание не публиковать фотографии «Тетрархов», а заодно и «Черчиллей», которые британцы тоже считали секретными.Танки «Тетрарх» на Северокавказском фронте. Фото в открытом доступе.

Но, спустя пару месяцев, фоторепортаж корреспондента каким-то образом попадает в американское агентство Associated Press, которое его тут же и опубликовало. Тут уже скандал разгорелся не шуточный. Британская миссия подала протест и разборки шли больше месяца.

В целом, «Тетрарх» был неплохой машиной, несмотря на излишний креатив ходовой части. Он оставил свой след в истории и вошел в нее по нескольким номинациям как «первый». В то же время, для задач, которые он мог решать все же лучше подходили колесные машины и развитие бронетехники пошло как раз по этому пути.

+1
0
+1
5
+1
0
+1
3
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии