Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Одна из главных проблем компоновки любого танка и прочей бронетехники – изоляция экипажа от снарядов и топливных баков для повышения безопасности. Цель понятна – повышение процента выживаемости личного состава. Какие только ухищрения не придумывали, но среди них есть очень странное – бак стеллаж. Кроме того, что сама идея противоречивая, так она ещё и реализовывалась в относительно маленьких танках СССР, где как говорится, экипаж «в обнимку» со снарядами сидит. Зачем так сделали и где здравый смысл?
Первые баки стеллажи
Первые наработки по бакам стеллажам уходят корнями во Вторую Мировую войну и подход к ним тоже был разным… От так называемой «мокрой боеукладки» до создания мест хранения боезапасом окружённых топливным баком. В СССР, наработки нашли реальное применение в 50-е годы, когда прорабатывался Т-62 и варианты улучшения Т-55. Тогда остро встал вопрос защиты экипажа от кумулятивных боеприпасов, способных пробить любую броню того времени. Первый шаг – установка топливного бака сразу за лобовой бронёй. Горючее даже сейчас отличный способ задержать кумулятивную струю. Правда есть проблема с возгоранием, которая решается протектированием и автоматической системой пожаротушения. Тоже не панацея, но у экипажа больше шансов на спасение.
Это всё хорошо, но причём здесь бак стеллаж? Всё просто… В Т-62 начали активно использовать ёмкости для топлива, совмещающие в себе места хранения снарядов. Звучит дико, но этот подход помог, во-первых, увеличить запас хода танка на одной заправке, плюс выиграть чуть больше места, которого и так было не много, а могло быть ещё меньше из-за увеличения калибра орудия со 100 мм до 115 мм. Подход сохранили в дальнейших моделях танков от Т-64 и Т-72 до Т-80 и Т-90.
Где здравый смысл?
Если вспомнить западные наработки по теме, то практически все из них сводились к попыткам вынести снаряды из боевого отделения. Получалось так себе… Все современники Т-62 имели брикеты для снарядов за лобовой бронёй, не редко в корме башни, а часть креплений расположили вдоль подбашенной корзины слева от орудия. В СССР подход свой и в какой-то степени уникальный, из-за чего возникает закономерный вопрос – а где здравый смысл?
Ответ на вопрос простой и незамысловатый, в большей степени дан выше. В первую очередь, расположение топливных баков сразу за лобовой бронёй обусловлено попытками защитить экипажи боевых машин от кумулятивных боеприпасов. Да, машина сгорела бы с большой долей вероятности, но экипаж имел бы время на эвакуацию. При установке баков стеллажей, инженеры руководствовались экономией пространства в боевом отделении из-за жёстких требований по размерам и массе будущего танка.
Не будем забывать, что в Советском Союзе продолжали следовать практике времён Великой Отечественной – размещение снарядов как можно ниже. Даже в наши дни большая часть попаданий приходится на башню, а в условиях малой распространённости высокоточных средств поражения, попаданий в башню было ещё больше. Пробитие последней с попаданием по снарядам практически гарантировано уничтожало танк и губило личный состав, так что кроме опасного сочетания «бензина с порохом», инженеры заботились о снижении вероятности поражения снарядов.
Итог
Бак стеллаж имел всего одну задачу – экономия объёма боевого отделения в условиях увеличения калибра танкового орудия. Параллельно, топливные баки на момент 50-х и 60-х годов использовались как дополнительная защита от кумулятивных снарядов (собственно, используются до сих пор), а размещению снарядов в башне «препятствовала» статистика попаданий в разные области боевой машины. Большая часть попаданий приходилась на башню из-за чего конструкторы категорически отказались размещать основные брикеты для боеприпасов в башне, а скорейший доступ к снарядам в Т-54, Т-55 и Т-62 обеспечивался малым числом креплений для боеприпасов на задней стенке. Эти же снаряды должны были использовать в первую минуту боя.
Поделись видео: