Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Этот необычный гибрид, построенный в 2004 году, до наших дней не сохранился. Он остался только в виде фотографий, да еще в воспоминаниях нескольких очевидцев, которым довелось увидеть это чудо техники. Внешне монстр выглядит как стандартный тепловоз, который для чего-то установили на многоколесную автомобильную платформу. Кто и зачем его построил?
1. Как был устроен тепловоз
Проект колесного тепловоза был представлен в 2003 году, его разрабатывали конструкторы 21-го НИ испытательного института Минобороны (г. Бронницы Московской обл.) и МВТУ им. Баумана. Собрать опытный образец было поручено НИИ подвижного состава в Коломне. Чтобы не заниматься проектом с нуля, кузов было решено взять от снятого с боевого дежурства ракетного комплекса, который предназначался для железнодорожного базирования.
Это был тепловоз ДМ-62, габариты которого как раз соответствовали испытательному макету. Верх тепловоза и дизельный двигатель вместе со спецоборудованием поместили на автомобильное шасси. В качестве последнего выступал ракетный комплекс «Пионер» на базе МАЗ-547В – в те годы вооружение не считалось актуальным, его спокойно демонтировали.
Каждое из двенадцати колес, установленных на шести осях, было снабжено собственным тяговым электромотором. Для их питания был предназначен генератор переменного тока, который заменил стоявший на ДМ-62 генератор постоянного тока. Также поставили электронику, регулирующую мощность и углы поворота в автоматическом режиме.
Мощность локомотивного дизельного двигателя – 1500 кВт, генератора переменного тока – 1300 кВт. Тепловоз имел 12 мотор-колес, мощность каждого из них составляла 60 кВт.
В кузове стояла гидравлическая станция – колеса поворачивались гидравлическим приводом. В ступице каждого из них размещался асинхронный электродвигатель. Снаружи установили боковые ящики, где были размещены аккумуляторные батареи и емкости для масла. Топливные баки с дизельным топливом для генератора поместили внизу под рамой. Длина тепловоза – 15,5 м, ширина – 4 м, высота – 5 м.
2. Военная версия
Заказчиком проекта было Министерство обороны, которое хотело получить гибридный тягач предельной мощности. В случае успеха проекта тепловоз мог использоваться в качестве вездехода и работать там, где невозможно было проложить рельсы. Тягач обеспечивал бы материальными, техническими и боевыми средствами отдаленные районы дислокации войск.
Также тепловоз мог работать в качестве передвижной электростанции, обеспечивая войска и военные объекты мощностью несколько тысяч киловатт. Кроме того, тягач мог быть предназначен для более конкретной цели – перевозки новых ракетных комплексов.
3. Гражданская версия
Назначение тепловоза на колесах могло быть таким же, но не для военной, а для гражданской сферы. Он мог функционировать в качестве передвижной электростанции высокой мощности, которая обеспечивала бы труднодоступные и удаленные населенные пункты в стране.
Гибрид мог бы успешно работать в самых экстремальных условиях, решая сложные задачи в народном хозяйстве. Решая конкретную задачу, инженеры хотели изучить и провести эксперимент по использованию индивидуальных электроприводов на тяжелом многоосном шасси.
4. Дальнейшая судьба колесного тепловоза
Планам разработчиков, какими бы они ни были, не суждено было сбыться. Когда в 2004 году мегатранспорт был наконец закончен потребовалось для начала перегнать машину с места сборки в Коломне на площадку исследовательского института в Бронницах.
Но тепловоз, который сначала двигался своим ходом, постигла неудача из-за вышедшего из строя гидропривода поворота колес. Платформа развалилась – колеса четвертой оси отлетели, а третья ось подломилась под массивный корпус.
Экспериментальный макет был восстановлен, но стало ясно, что своим ходом ему не добраться, хотя до места оставалось каких-то 65 км. Дальше пневмоколесный тепловоз уже тащила пара мощных военных тягачей.
На площадке завода No 38 после нескольких попыток привести машину в чувство этот гигант продолжал стоять в полном бездействии. Ни полноценно управлять каждым колесом по отдельности, ни заставить ходовую работать под нагрузкой большой массы так и не удалось.
В конце концов руководство завода, на балансе которого пылился гибрид, потеряло терпение, и в 2010 году он был разрезан на куски металлолома. А в 2011 году и сам Опытный завод No 38 Минобороны закрыли за ненадобностью.
Поделись видео:

