Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Про бревно, которое советские танкисты возили на своих боевых машинах написано уже столько статей, что оно стало легендарным. Даже человек, абсолютно не разбирающийся в технике знает, что это бревно предназначено для самовытаскивания застрявшей в грязи машины и, в общих чертах, может объяснить принцип его использования.
Как и все легенды, оно обросло множеством мифов. Этому бревну приписывают чуть ли не чудодейственные свойства. Дескать, стоит только закрепить его тросами или цепями на гусеницах танка, так он сам выползет из любого болота.
Самый распространенный миф заключается в том, что символ русской смекалки, не имеющей аналогов в мире. Утверждается, что немцы до конца войны так и не поняли, зачем оно нужно, поэтому и не возили на своих танках.
На самом деле бревна самовытаскивания появились практически одновременно с танками, еще в Первую мировую войну. Танк со своим гусеничным движителем действительно демонстрировал выдающуюся проходимость среди всех бронированных машин того времени.
Он без особых проблем мог двигаться по изрытым воронками полям сражений. Однако выяснилось, что и танк может застрять. Даже если хватало мощности двигателя, иногда сцепления гусениц с грунтом было недостаточно, и они начинали пробуксовывать.
Уже на первых английских «Марках» появились прямоугольные бревна с цепями, которые возили над корпусом на направляющих салазках. При необходимости его крепили к гусеницам и они, перематываясь, затаскивали его под танк, при этом бревно становилось одновременно и дополнительной опорой и развитым грунтозацепом. Способ довольно простой и эффективный.
В межвоенное время он получил наибольшее развитие в Советском Союзе, что не удивительно, учитывая погодно-климатические условия. В распутицу на размытом слабом грунте застревали даже легкие БТ и Т-26 с их весьма малым удельным давлением.
В экспериментальных мастерских разрабатывались различные приспособления, облегчающие и ускоряющие процесс крепления бревен, выпускались инструкции и руководства по использованию этого метода. Впрочем, в штатном порядке бревнами оснащали только машины, эксплуатирующиеся в болотистой местности. В основном это было распространено в Приморье, где вопрос проходимости танков стоял очень остро. На остальной территории танкисты обходились срубленным поблизости подходящим бревном и штатными тросами.
Не стоит думать, что этот способ использовали только советские танкисты. В годы Второй мировой войны с помощью бревен вытаскивали застрявшие танки, как союзники, так и противники. У англичан и американцев этот способ упоминается в инструкции для водителей гусеничных машин.
У немцев такого не было, но если покопаться в интернете, можно найти немало фотографий немецких танков и ремонтно-эвакуационных машин с закрепленными вдоль бортов бревнами, назначение которых не вызывает сомнения. Так что в панцерваффе про бревна самовытаскивания, безусловно, знали и, при необходимости, ими пользовались, но массового распространения как в Красной армии они не получили.
Причины этого, скорее всего, следует искать в немецком менталитете. Дело в том, что вся система обслуживания танков в панцерфаффе была жестко регламентирована. Если на момент начала войны в Красной армии ремонтно-звакуационные части находились в зачаточном состоянии и не были в полной мере обеспечены нужной техникой, то в вермахте этим службам уделялось очень большое внимание с самого начала.
В каждой танковой роте был ремонтный взвод с парой полугусеничных тягачей и прочим оборудованием и техникой. В ремонтной роте полка уже насчитывалось 12 штук 18-ти тонных тягачей, 4 БРЭМ, подъемные краны и прочее. Они неотступно сопровождали танки на марше, в наступлении шли во второй линии. Эвакуация или помощь застрявшим танкам было скорее проблемой ремонтников, нежели экипажа.
Так что у немецких танкистов не было особой мотивации возиться с самовытаскиванием. Тем более, что это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. В реальных условиях танк обычно застревает так, что добраться до гусениц, чтобы правильно закрепить бревно весьма проблематично.
Кроме того, одного бревна может оказаться и недостаточно. Иногда приходится выкладывать целую дорожку из бревен, соединяя их тросами или проволокой. Гораздо проще и эффективнее вытащить его еще не застрявшим танком, или дождаться эвакуационного тягача. Если учесть, что экипажу застрявшего танка не грозило обвинение в уклонении от боя и срыве боевого задания по трусости, понятно, что желания возиться с бревнами не было никакого.
К этому стоит добавить, что, как бы это ни казалось странным, на немецких танках не так просто найти место для размещения бревна. Достаточно посмотреть на фотографии «Пантер» и «Тигров». В любом случае оно либо будет выступать за габарит танка, либо мешать повороту башни. Да и при их массе бревно вряд ли будет эффективным, единственная надежда на мощные тягачи.
На «трешках» и «четверках» с их широкими надгусеничными полками место было, именно к этим типам и относятся все фотографии немецких танков с бревнами. Однако, после того, как их стали обвешивать экранами, эта возможность исчезла.
Не стоит забывать и важный психологический фактор, стремление все упорядочить. Весь возимый инструмент и ЗИП должен был быть закреплен в строго отведенных и предусмотренных многочисленными инструкциями местах на подкрылках и корпусе.
Любая самодеятельность довольно строго дисциплинарно преследовалась. Нарушить какую-либо инструкцию или регламент немец не может по определению. А вот как раз инструкций по использованию подручных средств немцы не разрабатывали, они не вписывались в их концепцию технического и инженерного превосходства.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Все надежды возлагались на соответствующее оснащение ремонтных служб. В первую половину войны они действительно справлялись со всеми проблемами. А во вторую у панцерваффе появилось столько проблем, что стало не до танцев с бревнами.
Поделись видео:
