Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Принятая РВС СССР летом 1929-го года новая «Система автобронетанкового вооружения РККА» увеличила количество типов танков, в которых нуждалась армия с трех до пяти жестко структурировав их по оперативно-тактическому применению.
По сути, она означала, что все эти машины придется проектировать заново, и для ускорения процесса была создана закупочная комиссия во главе с Халепским для отбора и приобретения за рубежом наиболее перспективных образцов бронетехники, отвечающих требованиям этой системы.
Как «прокатили» британских торгашей при закупке танка
Танк, который по тактико-техническим характеристикам вполне годился на роль прототипа «среднего танка качественного усиления» удалось найти закупочной комиссии в Англии под руководством Гинзбурга. Им стал трехбашенный шестнадцатитонный танк «Vickers Medium Mark III» (или А6 Mk-III).
Однако продать образец фирма «Виккерс», сославшись на секретность новой разработки, отказалась. Похоже, это был всего лишь коммерческий трюк для получения максимальной выгоды, так как английские джентльмены были готовы забыть про секретность при выполнении советской стороной ряда финансовых условий. Однако, аппетит у «Виккерса» разыгрался не на шутку.
Видя серьезный интерес закупочной комиссии, англичане запросили порядка 200 тысяч рублей золотом только за знакомство с документацией, покупку как минимум 10 образцов (по завышенным ценам и без вооружения) да еще в нагрузку ненужный советской стороне (образцы уже были закуплены) контракт на поставку крупных партий танкеток «Карден-Лойд Mk VI» вместе с легким танком «Виккерс Mk E».
Обычно, когда требуешь чересчур много, не получаешь ничего. Представители закупочной комиссии свой хлеб даром не ели. Согласно легенде, они убедили руководство «Виккерса», что советским правительством уже принято решение о закупке на их условиях, а ознакомившись с документацией отказались от сделки. Гинзбург пришел к выводу, что подобный танк без особых проблем можно разработать и запустить в производство своими силами. В декабре тридцатого года он выступил с подробным отчетом о концепции и конструкции подобного танка перед высшим командованием РККА. Собственно говоря, можно считать, что именно с этого момента и начинается история танка Т-28.
Танк решили делать своими силами
В январе следующего года на конкурсной основе началось проектирование нового танка. В борьбу включились конструкторы факультета механизации и моторизации академии им. Дзержинского и сформированное специально для выполнения этого проекта КБ ВОАО под руководством Гинзбурга.
Оба проекта рассматривались в качестве альтернативы танка ТГ-1, разработанного КБ привлеченного немецкого конструктора Гротте и были готовы к началу его испытаний.
Танк Гротте смотрелся более перспективно, но именно обилие новаторский решений его и погубило, советская промышленность на этом этапе своего развития его просто не потянула бы.
Проектировщики ММ ВТА по сути сделали глубокую модернизацию танка Т-26, оставив неизменными тележки ходовой части и установив более мощный двигатель.
Более интересно смотрелась сборная солянка Гинзбурга, получившая обозначение Т-28. От английского прототипа он позаимствовал компоновочную схему размещения вооружения в трех башнях и конструкцию движителя (увеличив его ширину). Однако предпочел подвеску по типу танков фирмы «Крупп». От Т-26 досталась принципиальная схема КПП, от БТ двигатель М-5 и схему фрикционов. Вооружить его предполагалось 45 мм пушкой.
Конкурс он выиграл, и УММ РККА в разгар испытаний ТГ-1 (смысла ждать завершения не было, с ним уже все было понятно) в сентябре тридцать второго года выдало заказ на изготовление двух прототипов Т-28 к очередному Первомаю.
К празднику успели, несмотря на то, что в процессе изготовления прототипов в проект внесли ряд изменений. Вместо двигателя М-5 (американский «Либерти») был установлен более совершенный и мощный М-17 (BMW). Обошлись 37 мм пушкой ПС-3 (45 мм сделать не успели). Первый показ командованию РККА и руководителям государства состоялся в начале июня. Проект одобрили, но высказали пожелания заменить бензиновый двигатель М-17 дизелем ПГЕ и перевооружить трехдюймовкой Сячинтова.
Технический концепт
После испытаний прототипа, завершившихся в конце октября тридцать второго года СНК СССР принимает решение о запуске танка в серийное производство. Переработанный к этому времени проект уже серьезно отличался от первоначального варианта.
Двигатель остался прежним (дизель до работоспособного состояния довести не смогли), но по результатам испытаний практически во все узлы и системы были внесены изменения. Несмотря на это, изготавливать опытный образец по доработанному проекту сочли нецелесообразным, в том, что танк оказался удачным сомнений не было.
С боевой массой 25,4 тонны танк имел 30 мм лобовую броню и 20 мм по бортам. Вооружался 76,2-мм пушкой КТ-28 с длиной ствола 16,5 калибров и четырьмя 7,62-мм пулеметами ДТ. Обслуживал его экипаж из 6-ти человек. Двигатель мощностью 500 л.с. обеспечивал удельную мощность 17,7 л.с./тн и разгонял его до 42 км/ч. С полуметровым клиренсом и удельным давлением 0,62 кг/см² он обладал хорошей проходимостью, на уровне были и ее геометрические показатели: танк преодолевал подъем в 37 градусов, метровую стенку и ров шириной 3,5 метра.
Т-28 серийно выпускался на Кировском заводе в течении восьми лет, с тридцать третьего по сороковой год. Все это время он постоянно модернизировался, в конструкцию внесли более шести сотен усовершенствований, повысивших надежность и прочность узлов, агрегатов и всего танка в целом. Уже на второй год выпуска, в тридцать четвертом году широкий башенный люк заменили двумя, причем люк наводчика получил турель для пятого пулемета, служившего зенитным. Ряд изменений внесли в трансмиссию, ходовую часть и электрооборудование.
В тридцать шестом решили повысить скоростные характеристики, командованию очень хотелось среди танков развития успеха видеть что-то более серьезное, чем легкий БТ. С доработанными КПП и бортовыми редукторами танк с индексом Т-28А разогнался до 55 км/ч и с середины года пошел в серию.
Более серьезная переделка трансмиссии помогла повысить скорость до 65 км/ч, но работы по ней были остановлены. Модный креатив, как обычно, оказался намного привлекательнее здравого смысла и гусеничные Т-28 решили заменить колесно-гусеничными Т-29. Теоретически он со своими 60 км/ч на гусеницах и 80 км/ч на колесах уже не отставал бы от БТ в «яростных походах». В надежде на скорый запуск в серию выпуск Т-28А прекратили полностью, а программу Т-28 уменьшили в 2,5 раза.
Т-29, разработанный под руководством Цейса конструктивно был довольно интересной машиной. Он получил индивидуальную подвеску Кристи и привод на три пары катков, серьезно обогнав по проходимости БТ. Однако после доработки Т-29 по результатам испытаний получился новый танк Т-29Ц, с добавленной парой опорных катков и массой 30 тонн.
Серийный выпуск откладывался как минимум на год вместо начала производства уже в тридцать седьмом, к лету тридцать восьмого ожидался только опытный образец. Учитывая то, что он был гораздо сложнее, чем Т-28, освоение производства могло затянуться еще дольше. Крайним оказался Цейс, которого и посадили как «вредителя», а производство Т-28 возобновили в прежнем объеме.
Начиная с тридцать восьмого года пушку КТ-28 сменила пушка Л-10 с длиной ствола 26 калибров и в два раза большей начальной скоростью полета снаряда (555 м/с). Она была намного мощнее КТ-28 и пробивала с километра 50 мм броню под углом встречи до 60 градусов. На следующий год в башне появился кормовой пулемет.
В польском походе Т-28 показал себя вполне неплохо, но после боев в Финляндии стала понятна недостаточность бронирования. Выход нашли, экранируя танки установкой дополнительных броневых листов. Толщину лобовой брони удалось повысить до 60 мм, бортовой до 40 мм при увеличении массы до 32-х тонн. До начала войны с Германией успели экранировать 114 машин.
В сороковом году танк, наконец получил разрабатываемые еще с тридцать шестого года конические башни. Впрочем, сделали их совсем немного, около полутора десятков.
Всего за восемь лет серийного производства Кировский завод сумел собрать 524 танка Т-28 всех модификаций. На начало немецкого вторжения в Советский Союз в танковых частях Красной армии числилось 428 танков Т-28 из которых 424 находились в приграничных округах.