Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский и российский самолёт Ил-76 заступил на службу ещё в 1975 году и оказался настолько удачным, что его активно используют и производят до сих пор. Сначала его использовали в качестве военно-транспортного, а потом разработали многочисленные модификации для выполнения самых разных задач. Интересно, что все они имеют несколько общих особенностей, о предназначении которых сложно догадаться с первого взгляда.
Тайна происхождения.
Как обычно происходит с самыми удачными образцами различного рода техники, Ил-76 с самого начала не собирались строить вообще, а своим существованием он обязан, во-первых, чистой случайности, а во-вторых, не очень удачной конструкции большегруза Ан-22 «Антей». Ещё в 1960 году Сергей Ильюшин (ОКБ-240) пытался продвинуть проект военно-транспортного самолёта, но не преуспел. Представленный им проект по своим предполагаемым лётно-техническим характеристикам был хуже, чем транспортник Ан-22, над которым тогда активно велась работа. Проект представленного им Ил-60 положили в долгий ящик и забыли о его существовании. Возможно, о нём никто и никогда бы не вспомнил, но у «Антея» появился сильный конкурент – американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-141 Starlifter. По целому ряду показателей он опережал советский грузовик, к тому же Ан-22 имел несколько серьёзных недостатков.
Первым из них была слишком маленькая скорость. Ан-22 оснащался турбовинтовыми двигателями, а те принципиально не могли обеспечить нужных показателей, а значит, время доставки жизненно важных военных грузов, техники и личного состава сильно увеличивалось. Второй же недостаток – высокая стоимость производства, дорогая эксплуатация и столь же недешёвое обслуживание. Для военных, которые готовы экономить на всём подряд, это была настоящая катастрофа. И когда военным понадобилась альтернатива «Антею», они вспомнили о проекте Сергея Ильюшина.
Конечно, он не совсем соответствовал требованиям, но основа уже была заложена, и специалистам ОКБ-240 доверили разработку нового проекта транспортного самолёта. И требований к нему было много. В частности, будущий Ил-76 должен был стать универсальным грузовиком, который был бы способен обеспечивать переброску военных частей в любую точку в пределах досягаемости, даже куда-нибудь в лютую глухомань. Конструкторы постарались реализовать все пожелания военных, благодаря чему транспортный самолёт и обзавёлся нестандартной конструкцией и забавным внешним видом.
Полный комплект для бездорожья.
Одна из особенностей военно-транспортного самолёта – лететь куда прикажут и приземляться на первую подходящую просеку. Хоть это и звучит несколько утрированно, но при необходимости самолёт придётся разгружать где-нибудь в лесу или в поле на спешно подготовленной взлётно-посадочной полосе. Военный грузовик просто обязан «дружить» с обычным грунтом также хорошо, как и с бетонированной ВПП, и конструкторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы приспособить Ил-76 к работе в полевых условиях. Изначальный проект Ил-60, предложенный Ильюшиным, был среднепланом. То есть крылья у него крепились посредине фюзеляжа (среднеплан), то есть примерно на его центральной оси. Также предполагалось, что самолёт получит четыре турбовинтовых двигателя, а между их лопастями и поверхностью ВПП оставалось достаточно свободного пространства, чтобы винт не цеплялся за полосу. В случае же с Ил-76 компоновку самолёта пришлось менять на верхнеплан, поскольку самолёт должен был садиться на плохо подготовленный грунт, и никто не мог дать гарантию, что гондолы моторов не зацепятся во время крена. Двигатели тоже заменили на турбореактивные, но по другой причине – чтобы повысить скорость полёта.
Впрочем, этого было недостаточно, чтобы обеспечить самолёту беспроблемную посадку и взлёт в очень сложных условиях. Самолёты никогда не могли похвастаться слишком хорошей обзорностью из кабины пилотов, а в этом конкретном случае она была очень важна. Никто не мог сказать заранее, в каких условиях придётся осуществлять посадку, но абсолютно точно все были уверены, что простыми они не будут. Деревья, камни, взлётно-посадочная полоса ограниченной длины, горы и прочие помехи легко могут послужить причиной авиакатастрофы. И решением проблемы стала необычная конструкция кабины пилотов.
Поскольку штурману нужен был хороший обзор, специально для него сделали отдельную кабину и разместили её в носовой части, прямо под кабиной пилотов. Разумеется, штурман должен был видеть, что находится прямо перед самолётом, поэтому для кабины сделали панорамное остекление, так он мог видеть и пространство прямо по курсу, и то, что находится внизу. При этом остекление сделали не сплошным, оно состояло из небольших по размеру секций, и снаружи это смотрелось очень необычно. Кабина штурмана выглядела как широкая улыбка. А самолёт казался очень весёлым. Конечно, это вызывало много вопросов, но без знания предмета очевидный ответ найти было сложно.
Грузовые проблемы.
Не меньшие проблемы возникли, когда стали планировать грузовой отсек. Как бы конструкторы не старались, они не могли придумать систему погрузки и разгрузки, которая не мешала бы десантированию. Ведь самолёт Ил-76 должен был стать не только грузовым транспортом для перевозки грузов, личного состава и военной техники. Изначально его собирались превратить в универсальную платформу, пригодную для выполнения практически любых задач с минимальными изменениями в конструкции. Помимо транспортирования грузов, самолёт можно было бы переоборудовать как санитарный, пассажирский, радиолокационный или же десантный.
Военно-транспортный Ил-76 планировалось оборудовать пандусом для самопогрузки военной техники и личного состава, а также несколькими тельферами, чтобы грузить на самолёт тяжёлые ящики и объёмные контейнеры. И вот тут створки люка и пандус постоянно мешали, какие бы варианты не рассматривали. Большие раскрывающиеся в стороны створки обязательно ухудшат аэродинамику и будут мешать полёту. То же самое произойдёт со слишком большим пандусом, а если открывать створку вверх, то не смогут работать тельферы. Ситуация казалась безвыходной, пока створки не разделили на четыре части.
Самая большая створка открывалась вниз и одновременно выполняла роль пандуса, а чтобы она не была слишком длинной, сделали верхнюю створку, которая поднималась наверх под «потолок» самолёта. Оставшиеся узкие створки открывались вбок и не мешали во время полёта. Всего в Ил-76 установили две направляющие для погрузочно-разгрузочного оборудования. И на каждой из них закрепили по два тельфера грузоподъёмностью 2,5 тонны. При этом направляющие с тельферами можно было выдвигать на расстояние до пяти метров из грузового отсека, а работая ими одновременно, несложно было грузить большие и тяжёлые контейнеры. Благодаря таким очевидным и не очень решениям Ил-76 превратился в универсальный самолёт. Его выпускают и по сей день в разных модификациях.