Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В середине 50-х советское правительство дало задание начать работы по созданию типов самолетов, способных противостоять работе подводных лодок.
Причиной такого решения стали прямые угрозы от появившихся в океане первых американских атомных подводных субмарин, существенно отличавшихся от своих предшественниц военным потенциалом.
Денег для развития программ обеспечивающих обороноспособность страны не жалели, но и требования к конструкторским бюро были жесткими.
Позже, активность военных разработок расширилась, потребовались и другие виды боевых самолетов и о некоторых проектах, смелых и перспективных, далее пойдет речь.
ВВА-14
Конструкторам предстояло создать тип самолетов способных не только обнаружить, но и в случае необходимости противостоять действиям подводных лодок нового класса.
Самолеты-разведчики, созданные ранее, справлялись с поставленной задачей частично.
ВВА-14 был запланирован как самолет, не только способный распознавать и определять тип подводной лодки, но и обезвреживать цель как самостоятельно, так и при взаимодействии с силами ВМФ.
Первые испытание запланировали на начало 1968 года, поэтому к этому времени требовалось создать как минимум три боевые машины.
Немного с опозданием в 1972 году была закончена сборка ВВА-14. Под кабиной и центропланом с обеих сторон были установлены поплавки.
Система контроля давления в поплавках при необходимости автоматически запускала подкачку. На крыльях и закрылках было установлено оперение двух типов, вертикальное и горизонтальное.
Испытания показали, что машина требует много затрат по эксплуатации, при этом имелось множество другим проблем.
Со временем было принято решение прекратить работы над сборкой остальных испытательных образцов, а имеющийся самолет убрали вглубь ангара, где он постепенно был разукомплектован.
Бартини А-57
Спроектированный в 1952 году под руководством начальника отдела перспективных схем Сибирского НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина Р.Л. Бартини самолет Т-203 стал одной из первых разработок машин подобного класса.
Самолет по своей сути являлся бомбардировщиком средней дальности, который при необходимости мог осуществлять дозаправку в боевых условиях в зависимости от ситуации.
В качестве заправщиков планировали использовать подводные лодки или другие средства.
Одним из самых важных эксплуатационных моментов являлось то, что для взлета и посадки не требовались аэродромы с многокилометровыми взлетными полосами.
Конструктор разработал системы позволяющие использовать для посадки не только водную гладь, но и ледяную и снежную поверхность. Эта особенность позволяла использовать, при необходимости, дрейфующие в океанах льдины и аэродромы передового базирования.
Современные системы обнаружения целей, подавление и постановка помех, гиперзвуковая скорость в 2500 км/ч и другие технические особенности, такие как новейшая гидроакустика и комплекс связи делали боевую машину практически неуязвимой.
Несмотря на положительное заключение, проектирование было заморожено.
Испытательный образец так и не был собран окончательно, хотя по своим техническим возможностям А-57 стал бы первой летающей лодкой, способной наносить прицельные удары управляемыми реактивными снарядами.
Ильюшин Ил-102
Ил-40, самолет-бомбардировщик, разработка которого была налажена в 1950 году, так и не была завершена. В 1955 году 5 полностью собранных и укомплектованных боевых машин, попросту отогнали вглубь ангара и разобрали на металлолом.
Несмотря на нежелание группы руководителей, представляющих Министерство обороны страны продолжать проектирование, конструкторское бюро начали самостоятельно работать над созданием нового штурмовика.
В это время все внимание уделялось новому проекту под названием Т8 (Су-25), который считался более перспективным.
И все же в 1982 году Ил-102 был собран и предоставлен для испытаний. В период с 1982-1984 года было совершено 250 вылетов, где не было обнаружено ни единой аварийной ситуации.
Все бортовые системы самолета ни разу не подвели пилотов, хотя комиссией специально были поставлены самые сложные боевые задачи. Было принято решение на время, пока будет решаться судьба самолета, законсервировать испытательный образец.
Ответ специальной комиссии по утверждению проекта затянулся на слишком длительный период.
Как раз в это время закончилась военная кампания в Афганистане, что собственно и стало причиной закрытия проекта в связи с его ненадобностью.
В 1992 году о Ил-102 снова вспомнили, и он абсолютно целым, как будто только с конвейера, был предоставлен на выставке в Московском авиасалоне.
К сожалению, большей части инженеров, разрабатывающей штурмовик-бомбардировщик, уже не было в живых.
Остов самолета в полуразобранном состоянии потихоньку догнивает на одном из запасных аэродромов, так что, скорее всего о нем скоро забудут насовсем.
Поделись видео: