Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сокровища, мятежники и немного грязной воды: что на самом деле скрывают подземелья Петербурга.
Подземелья Александро-Невской лавры: тайники революции
Куда исчезло всё богатство петербургской знати после революции? Большевики, конечно, постарались, но кое-что всё-таки ускользнуло прямо у них из-под носа. И знаете куда? Под землю! Но не спешите за лопатой — всё самое интересное давно затопило водой. В конце концов, это же Питер.
Ходят легенды, что именно здесь, в сырых катакомбах Александро-Невской лавры, прятали золото и драгоценности.
Александро-Невская лавра была основана Петром I в 1713 году. Подземелья монастыря возникли одновременно со строительством зданий.
Строили крепко, на века. Это были, как коридоры на случай осады. Так и кладовые комнаты.
Увы, сейчас что-то найти будет трудно, так как большая часть подземелий затоплена водами реки Монастырки. Такова уж особенность Питера — здесь много воды и проникает она везде.
Кое-что все-таки найти удалось. Сюда пролезли в 90-е отчаянные ребята- пролезли через склеп на Никольском кладбище.
Здесь целый лабиринт из узких ходов и помещений. Немало предметов времён Гражданской войны — кавалерийские карабины, револьверы наган выпуска 1916 года, гранаты и станок от знаменитого пулемёта «Максим». Вероятно, здесь могли прятаться контрреволюционеры.
Дальнейшее изучение археологами особых прорывов не дало — уровень разрушений от воды слишком сильный. Удалось лишь найти еще одно помещение, которое использовалось, как монастырская тюрьма.
Подземный Летний сад: тайные ходы или просто трубы?
А вот Летний сад оказался куда скромнее по части революционных артефактов.
В 1924 году после страшного наводнения рабочие совершенно случайно нашли здесь вход в подземный коридор. Расположился он у знаменитого Кофейного домика.
Тоннель вел в странную каменную комнату, из которой расходились две галереи. Как в приключенческом кино по роману Дэна Брауна (кстати, весьма хороший, на мой взгляд, писатель, если воспринимать его именно, как художественную, а не историческую литературу).
Одна галерея ведет в сторону Марсова поля, другая — в противоположную.
Правда, вместо сокровищ здесь обнаружились… кирпичные водопроводные коллекторы для фонтанов!
Не совсем то, чего ждали любители загадок, но всё же интрига осталась — ведь проходы были замурованы тяжёлыми решётками.
Пётр, опасаясь возможных покушений, приказал вырыть эти ходы для быстрого бегства. Но он ими не пользовался — никаких мятежей не произошло.
Потом их стали использовать по прямому назначению — развлекательному. Ведь для чего еще нужен Летний сад. Тут проложили кирпичные коллекторы для подачи воды к многочисленным фонтанам Летнего сада. В итоге, в целях безопасности, вход в подземелья засыпали.
Туннели усадьбы Кушелева-Безбородко: от шведов до Дюма
Представьте себе на мгновение: рабочие спокойно копают траншею для обычной теплотрассы, когда вдруг — хоп! — лопата проваливается в пустоту. Прямо посреди Петербурга открывается вход в таинственный тоннель. Эта история произошла в середине 1990-х годов на территории усадьбы Кушелева-Безбородко.
Никто не ожидал никаких приключений, тем более в подвале, который по всем законам физики должен был заливать водой из близлежащей Невы. Но вместо воды там оказалась тьма подземного хода, уходящего куда-то в сторону от реки.
Пройти удалось всего метров десять, дальше начинался завал. Археологи уверены: эти тоннели — часть гораздо более крупной сети.
История этих подземелий уходит глубоко в XVII век. Тут правили шведы, Петербурга пока не было.
Строили тут шведы неохотно — слишком уж земля трудная, «плывет» постоянно.
Шведский офицер владел тут небольшой усадьбой и начал прокладывать эти ходы, чтобы можно было улизнуть незаметно если возникнет опасность.
Усадьба Кушелева-Безбородко — место уникальное. Здесь бывали по-настоящему известные личности. Например, сам Александр Дюма-старший, автор приключений мушкетёров, когда-то прогуливался по здешним дорожкам.
Здесь проводились светские мероприятия, танцевали балы, обсуждались судьбы мира. Что же касается подземелий — археологи полагают, что там могли проходить тайные переговоры. Чтобы подальше от любопытных глаз и ушей.
Потерна Петропавловской крепости: тайный ход, который так и не пригодился
Этот подземный ход длиной почти 100 метров должен был служить для незаметных вылазок защитников крепости в случае осады.
Представьте узкий ход длиной почти сто метров и шириной около двух — идеальный вариант для неожиданного нападения из-за спины врага. Ударил — и быстро ретировался. За всю историю крепости потерну так и не использовали по назначению.
Сейчас это место открыто для туристов. Сегодня её можно посетить, причём в весьма комфортных условиях — вместо факелов и свечей тут теперь современная подсветка. Тут попадаешь как бы в другое измерение, ощущая себя частью эпохи Петра Великого.
Есть в истории Петропавловки и другая потерна, менее счастливая. Она была устроена в Трубецком бастионе. Этот тоннель должен был помочь не только проводить вылазки, но и быстро перемещаться гарнизону между зданиями в случае о сады. Со временем о тоннеле просто забыли. А когда здесь построили знаменитую тюрьму, доступ к этому ходу потерялся навсегда.
Крюков канал под площадью Труда: подземная река в центре города
Это ещё одно скрытое сокровище Петербурга, о котором знают немногие. Под площадью Труда обнаружен кусок исторического Крюкова канала, спрятанный под землю в XIX веке. С его помощью канал соединялся с Невой.
В те времена это был оживлённый водный путь, а сегодня он остался замурованным в каменных сводах и выглядит как настоящая подземная река.
Его случайно обнаружили в 90-х во время строительства. Теперь здесь уникальная туристическая точка — живое напоминание о временах, когда каналы были главными транспортными артериями города.
Казалось бы, для города с такой богатой историей, Петербург должен просто кишеть катакомбами. Но реальность сурова: высокий уровень грунтовых вод, вечные наводнения и болотистые почвы сделали создание подземелий настоящей головной болью для архитекторов и инженеров. Поэтому их тут и мало. А главное местное подземелье — это метро. Которое, действительно, построено трудолюбивыми и смекалистыми мастерами своего дело. Больше нигде в мире нет метро в столь сложных условиях.
Поделись видео: