Забытые авиационные заводы Российской империи

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Забытые авиационные заводы Российской империи

Советская авиация — особый предмет гордости советской власти. Хотя сразу после революции многими большевиками авиация считалась буржуйским развлечением.

Кстати, если верить разным источникам, первой эмблемой Красного Воздушного флота стала свастика в белом круге, К сожалению, фото таких самолётов не видел.

При этом рассказывая об успехах советского самолётостроения, не забывали подчеркнуть, что в царской России оно было, конечно же, весьма примитивным. Ибо по-другому быть не могло. К сожалению, оценить авиацию и авиастроение Российской империи крайне сложно. Конечно, Россия сильно отставала от других держав. С другой стороны, уже в 1913 году темпы роста производства достигали неслыханно высокого уровня —19%, в войну этот показатель ещё более вырос. Поэтому, когда приводят любимые в советское время для сравнение цифры — дескать в 1913 году вот так мало, а в годы советской власти — так много, то надо учитывать и такой факт. И если сравнивать год 1913 с каким-нибудь 1928 годом, то и надо данные царские давать с учётом тогдашнего роста экономики.

Например, военное ведомство планировало произвести в 1917 году на всех заводах империи 2250 самолётов (это ещё с поправками, изначально речь шла про 3477 аэропланов), а через год уже 3000–4500 машин. В 1928 году бы эту цифру уж точно до 10 тысяч можно было бы довести при необходимости. Так вот в 1931 году советские заводы в военное время планировали выпускать 4360 самолётов, а в 1933 году 6865 самолётов. Я специально беру такие цифры, ибо для империи мы рассматриваем выпуск военного времени. Что касается реального выпуска, то он составил в 1931 году 1493 самолёта, а 1932 году — 2495.

Можно найти информацию о том, что в 1910 году в России серийным производством самолётов занимались два завода, в 1914 году – семь, в 1917 году их стало девять и ещё два завода были в основном построены, но не начали выпуска продукции. Есть данные, что в Первую Мировую в России было десять самолётостроительных заводов, шесть двигателестроительных и два пропеллерных. Но есть и такие цифры: осенью 1917 года в России существовали 34 авиапредприятия, на которых трудились более 12 тысяч рабочих. Из них 14 заводов выпускали самолёты, семь – моторы, три – воздушные винты и лыжи, два — магнето, один — авиаприборы, остальные заканчивали строительство.

Словом, цифр много и порой весьма противоречивых.

Давайте попробуем хотя бы понять, какие же заводы были в Первую Мировую.

-2

Самый известный, конечно, завод Руссо-Балт, на котором строили самолёты Сикорского. Точнее авиационный отдел, который в 1912 году перенесён в Санкт-Петербург из Риги. Но и в большем количестве строил самолёты французских марок («Ньюпор», «Блерио», «Фарман»). Всего за период 1912—1917 годов заводом выпущено 240 самолётов различных типов.

В 1918 году был национализирован и через два года объединён с Авиационным заводом В. А. Лебедева и заводом «Гамаюн» С. С. Щетинина. Получил новое название Государственный соединённый авиационный завод № 3, позднее переименованный в «Красный лётчик». Ныне выпускает средства ПВО.

А вот самым крупным был завод «Дукс». Создал его в 1893 году Юлий Меллер как «Фабрику велосипедов „Дукс“ Ю. Меллер и К°». Позже завод стал производить автомобили, мотоциклы, дирижабли, аэросани и пр., а в 1910 году построил первый аэроплан. Производил самолёты марок «Фарман» и «Ньюпор». Всего в 1910—1917 годах «Дукс» построил более 1 750 самолётов разных моделей — это треть от всех построенных в то время в России. После революции предприятие национализировано и стало называться Государственный авиационный завод № 1.

Завод В. А. Лебедева под Петербургом — полное название «Акционерное общество воздухоплавания В. А. Лебедева» был построен в 1914 году. Производил иностранные самолёты в небольших количествах, но постоянно увеличивал свои возможности. Кроме производства завод занялся ремонтом трофейных машин. Попавшие на завод аэропланы тщательно изучались и на основе полученной информации стали создавать их копии или что-то очень похожее. Самолёты получали название «Лебедь». Всего завод выпустил 675 самолётов, не считая опытных образцов — включая известный «Святогор». В 1917 году имея большие контракты — более 500 самолётов, Лебедев начал строительство трёх заводов в Ярославле, Таганроге и Пензе (последний для производства пропеллеров). Завод в Пензе построили быстро, и он стал производить винты, после революции стал авиационным заводом №7. Завод в Таганроге работает и ныне, а Ярославский завод перепрофилировали в автомобильный. Про судьбу завода Лебедева в Санкт-Петербурге я уже написал выше.

Авиазавод Сергея Щетинина, известный как «Первое российское товарищество воздухоплавания» (с 1915 года использова­лось и название — завод «Гамаюн»), начал работу в 1910 году, причём с постройки аэропланов собственной конструкции. Но в дальнейшем строил как самолёты французской разработки, так и отечественные, в частности летающие лодки Григоровича. В 1916 году началась организация нового завода Щетинина в Ярославле, однако из-за революции завод не успели ввести в строй. Позже недостроенный завод перепрофилировали для выпуска сельхозтехники. Про судьбу завода Щетинина в Санкт-Петербурге я уже написал выше.

Летчик П.В.Евсюков на «Фармане», слева от него первая русская авиатрисса Л.В.Зверева, четвертый слева С.С.Щетинин
Летчик П.В.Евсюков на «Фармане», слева от него первая русская авиатрисса Л.В.Зверева, четвертый слева С.С.Щетинин

В селе Червонное под Киевом с 1910 года работали «Червонские авиамастерские Ф.Ф. Терещенко», изначально крохотное предприятие из нескольких рабочих. Строили там самолёты собственной конструкции, пусть и подражание иностранным моделям. Терещенко до войны собирался построить даже свою аэродинамическую лабораторию. Во время войны мастерские производили иностранные самолёты, хоть в небольшом количестве, но даже превышая первоначальные заказы. Но потом наступила революция … строить самолёты для новой власти Терещенко не стал и уехал во Францию.

Самолет-разведчик «Терещенко № 5бис» на фронте. Зима 1914-1915 гг.
Самолет-разведчик «Терещенко № 5бис» на фронте. Зима 1914-1915 гг.

В Одессе был построен в 1914 году «Завод аэропланов Анатра», который произвёл более тысячи самолётов. Выпускались не только иностранные машины, но и разрабатывались свои. Мало того, начал строиться филиал в Крыму, который в 1916 году выпустил первые пять машин. После национализации завод в Одессе получил название «Государственный авиационный завод № 11», а симферопольский филиал — «Государственный авиационный завод № 15».

В Крыму было построено два авиационных завода, которые часто путают. Кроме филиала Анатры был Крымский аэропланный завод В.Ф. Адаменко в городе Карасубазар (сейчас – Белогорск). Завод строил «Фарманы» и ремонтировал разные самолёты. После революции завода просто не стало.

В июне 1915 года итальянец Франческо Моска основал «Московскую авиационную верфь Франческо Моска», где началось серийное производство двух самолётов —разведывательный «МБ» (Моска, Быстрицкий) и истребитель «МБ бис». После начала революции Москва покинул Москву, а затем и Россию. Оборудование его завода впоследствии использовалось при создании завода Юнкерса в Филях.

В кабине самолета «МБ» пилот Ш.Жильбер и Ф.Моска
В кабине самолета «МБ» пилот Ш.Жильбер и Ф.Моска

Чтобы не утомлять вас рассказов о совсем мелких производствах, я лишь упомяну про завод «Андреев-Ланский и К°» в Москве, Заводы А.А. Пороховщикова и В.В. Слюсаренко в Петрограде, завод фирмы «Вдова Матиас и сыновья» в Бердянске, и это не полный список.

А были заводы, где делали моторы: «Сальмсон», «Мотор» и «Гном-Рон» (Москва), Петроградское экипажное предприятие Ильина и «Русский Рено» (Петроград), «ДЕКА» (Александровск, ныне Запорожье), «Русский Рено» (Рыбинск).

Производство воздушных винтов и лыж осуществляли: Московский Аэротехнический завод и Мебельная фабрика Хорькова и Адамчика (Москва), Петроградская авиационная фабрика Ф. Мельцера, упомянутый уже завод Лебедева в Пензе.

Производство магнето: Завод швейных машин Зингера (Подольск) и Завод Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО).

А ещё в районе Херсона разрабатывался авиационный научно-промышленный комплекс — два завода для производства серийных двигателей и самолётов, и один опытный завод. Плюс школа, специальный аэродром для экспериментальных самолётов, лаборатория с аэродинамической трубой, способной исследовать аппараты натуральной величины. Руководили этим два известных в будущем, но не у нас, человека — Георгий Ботезат и Александр Фан-дер-Флит.

В этом очень кратком обзоре я бы особо обратил внимание вот на что. Хотя производилось очень много иностранного и даже отечественные машины собирались из иностранных комплектующих, но налицо стремление создавать своё, увеличивая локализацию производство до полной. Русские инженеры учились на иностранных образцах и тут же пытались сделать своё. Если обратить внимание на становление артиллерии, которое происходило ранее, то там картина была аналогичной и успела дать отличные результаты. А это, как мне кажется, даёт надежду на очень стремительное развитие русской авиапромышленности, с упором на создание именно собственных аэропланов и собственных, что немаловажно, моторов.

Монтаж двигателей «ДЕКА» на самолет «Илья Муромец»
Монтаж двигателей «ДЕКА» на самолет «Илья Муромец»

Ещё в 1915 году на Русско-Балтийском заводе инженером Киреевым был создан собственный двигатель — РБВЗ-6, с которым летал «Илья Муромец». Позже там же для «Муромцев» создали второй мотор российского производства МБР-6. В 1916 году тогда ещё никому неизвестные русские инженеры А. А. Микулин и Б.С.Стечкин, создали в 1916 году авиационный двигатель АМБС. Свой двигатель пытались освоить и на заводе «Дукс». В городе Александровск (ныне Запорожье) была построен завод «Дека» («Дюфлон, Константинович и К°»), где до революции успели изготовить первые моторы инженера Воробьёва «Дека М-100».

Если вспомнить, какие именно моторы стояли на советских самолётах до и во время Второй Мировой, то остаётся лишь позавидовать.

Аэроплан «Россия-Б»
Аэроплан «Россия-Б»

Если подводить итог сразу нескольким статья о разных отраслях промышленности Российской империи в ХХ веке, то налицо огромный потенциал, при не менее огромном росте всех показателей (с 1890 по 1913 годы русская промышленность увеличила свою производительность в четыре раза), к которому бы я присовокупил ещё один важный, а может быть и ключевой фактор.

Однако это уже тема отдельной статьи, за которую я сейчас и сяду.

+1
1
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии