Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Если купить автомобиль советские люди могли позволить далеко не все, то мотоциклов в Советском Союзе выпускали много.
Сразу после войны были не только восстановлены большая часть заводов, выпускавшие мототехнику, но и построены новые предприятия.
Многие послевоенные модели разрабатывались по трофейным немецким техническим разработкам, но чуть позже советские инженеры путем модернизации расширили количество выпускаемых моделей.
Самые известные заводы по выпуску мотоциклов производили одновременно несколько моделей, что существенно расширило ассортимент продукции.
Урал
Производство тяжелого типа мотоцикла марки «Урал» началось еще в начале 1930 года.
Техника предназначалась для нужд военных, и простым людям купить этот мотоцикл было крайне затруднительно.
Лишь начиная с 1960 года, бывшие военные и милиционеры получили возможность приобретать мотоцикл для личных нужд.
Мотоцикл разрешалось эксплуатировать исключительно с коляской, но, тем не менее, благодаря своим уникальным техническим характеристикам, «Урал» практически сразу с конвейера находил своих владельцев.
Мощностью в 36 л. с. мотоцикл на хорошем дорожном покрытии разгонялся до максимальной скорости в 105 км/ч. Для «Урала» понятие бездорожье было чисто условное: этот мотоцикл редко подводил своих владельцев в экстремальных условиях.
650-кубовый силовой агрегат, установленный на ИМЗ, считался самым удачным из всех тех, которые были разработанные советскими конструкторами.
Несмотря на то, что мотоциклом было довольно тяжело управлять, он быстро завоевал популярность среди молодежи.
После выпуска в конце 80-х годов большой партии новой модели «Урала» мотоцикл можно было купить без специального разрешения.
Вопреки сложностям, возникшим в стране, которые привели к развалу СССР, предприятие сумело не только выстоять, но и продолжить выпуск продукции.
Сейчас завод по производству «Урала» изготавливает свои мотоциклы исключительно на экспорт, так что найти его в свободной продаже крайне затруднительно.
ИЖ
Ижевский завод по производству мотоциклов начал выпускать первые экземпляры мотоциклов под конец 20-х годов прошлого столетия.
Только в конце 30-х годов был налажен серийный выпуск мотоциклов, которые большей частью поступали в войсковые подразделения.
Сразу после войны, имея в своем распоряжении трофейную техническую документацию по разработке мотоцикла марки DKW NC-350, советские инженеры начали работы по модернизации линии ИЖ.
Первым стал знаменитый ИЖ-49, мотоцикл, который отличался высокой проходимостью в условиях бездорожья.
Чуть позже была разработана последующая модель ИЖ-56, которая также быстро стала популярной.
По-настоящему завод заработал в полную силу после выпуска моделей «ИЖ Юпитер», «ИЖ Планета» «ИЖ ПС».
Эти модели расширили спектр эксплуатации: их можно было использовать для активного отдыха, для занятий спортом, туризма, в помощь сельским жителям.
В 1960 году завод начал выпуск двухцилиндровых моделей, «Ковровец», «Восход».
Последние работы по модернизации привели к улучшениям техническим характеристик выпускаемых моделей.
Это в свою очередь стало причиной повышенной популярности советских людей к мотоциклам этой линии.
Самыми востребованными моделями считались ИЖ Юпитер 2, ИЖ Юпитер 4, ИЖ Юпитер 5 и ИЖ ПС.
Практически все мотоциклы были рассчитаны на эксплуатацию в различных условиях, что повышало рейтинг продукции среди населения.
Минск
До 1946 года Минский велосипедный завод занимался выпуском исключительно велосипедов.
После того как в КБ завода были переданы трофейные документы с разработками немецкого легкого мотоцикла марки ДКВ НЦ-350 инженерам было поручено как можно быстрее наладить выпуск похожего по типу мотоцикл.
В этом же году с коллективом завода были собраны первые экземпляры «М1А». 3-х скоростной мотоцикл, компактный и легкий в управлении сразу же стал популярным.
Модернизация первой модели привела не только к улучшению технических характеристик, но и дала мотоцикл новые скоростные перспективы.
Если первая модель развивала скорость всего 70 км/ч, то модель М1М разгонялась со старта чуть быстрее, но и не это было главное.
Конструкторами была разработана и установлена новая система электроснабжения, что было абсолютно новым достижением советских инженеров.
После выпуска М105, где 4-х ступенчатая коробка передач позволяла развивать скорость до 80 км/ч, белорусские инженеры продолжили разработки последующих моделей этой линии.
В 1973 году с конвейера сошла первая серия «ММВЗ-3.111» модели мотоцикла, которая действительно не только выглядела стильно и красиво, но и отличалась надежностью в эксплуатации.
«Минчак» развивал максимальную скорость в 95 км/ч, уверенно держал как грунтовое, так и шоссейное покрытие.
Надежная система зажигания обеспечивала уверенный запуск двигателя и его бесперебойную работу.
Минск стал одной из немногих моделей, который действительно можно считать «не убиваемым» даже при самых экстремальных условиях эксплуатации.
Киевлянин К1Б
Двухтактный одноцилиндровый мотоцикл с воздушным типом охлаждения, К1Б стал родоначальником целой серии мотоциклов, которые стали выпускать советские мотоциклетные заводы позже.
Легкий, всего с объемом в 97,7 см3 двигателя и мощностью в 2,3 л. с., мотоцикл заводился с помощью прокрутки велосипедных педалей.
Для подачи искры и обеспечения светом конструкторы установили магнето, которое давало напряжение на переднюю и задние фары.
На базе модели также были разработаны инвалидные, трехколесные мотоколяски и грузовые мотоциклы, выпускаемые исключительно небольшими партиями.
В 1956 завод перешел на выпуск колясочного мотоцикла К-750. Модель, пройдя ряд модернизаций, стала основой для разработки принципиально новой модели, известной под названием «Днепр».
Днепр
Мощностью в 27 л. с. К-650 «Днепр» отличался исключительной надежностью и являлся одной из немногих моделей того периода, которая могла бы эксплуатироваться в условиях полного бездорожья.
Позже, пройдя ряд модернизаций, в 1971 году серия стала использовать название МТ-9.
С 1991 года завод начал производить модель одиночного класса мотоциклов «Днепр» КМЗ 8.157.01 «Соло».
Именно эта модель позже была названа символом советских рокеров, как тогда называли молодежь, любивших разъезжать по улицам целыми компаниями.
Восход
Модель «Восход» стала продолжением серии мотоциклов «Ковровец», выпускаемых заводом им. Дегтярева.
Первые модели выпускались исключительно в одноцилиндровом варианте.
После модификации «3М» коллектив завода наладил сборку других типов мотоциклов из этой же серии.
Самой красивой и стильной получилась модель «Восход 3М Люкс» серия, которая также по специальным заказам некоторое время выпускалась заводом на экспорт.
Хромированная выхлопная труба, выпускаемая киевским заводом мотоциклов, новый тип пыльников на передней вилке для защиты сальников, колеса нового типа, где вместо спиц использовались специальные вставки и другие элементы, делали модель неузнаваемой.
Ява
С 1963 по 1989 года СССР заключило договор с Чехословакией на поставку двухтактных мотоциклов марки Jawa.
Сразу после освобождения Чехии от немецкой оккупации завод и ранее занимавшийся выпуском мотоциклов продолжил свое производство.
Начиная с 1953 года, завод увеличил выпуск продукции, занявшись одновременно поставкой двух новых моделей в европейские страны заинтересовавшихся чешскими мотоциклами.
Начиная с 1963 года чехи заключили торговый контракт с СССР, на поставку мотоциклов двухтактного типа Jawa-250 и Jawa-350.
Мотоцикл практически сразу стал необычайным в Советском Союзе. Jawa, как своим внешним видом, так и техническими характеристиками выгодно отличалась от продукции советского автопрома.
Темно-вишневое, а позже ярко-красное лаковое покрытие элементов дизайна и хромированные выхлопные трубы стала визитной карточкой мотоциклов марки Jawa.
Мотоцикл прекрасно развивал скорость на шоссейном покрытии, был маневренным и благодаря особенностям рамного крепления и продуманной подвеске отличался мягкостью хода.
Мотоцикл настолько стал популярным в СССР, что начиная с 1971 года, в городах страны начали собирать слеты поклонников этой модели.
Последняя модель, поставляемая Чехами в СССР «Ява 350-638», которую в народе прозвали «люксовой», отличалась из-за большего изгиба выпускных патрубков визуальным внешним видом.
С развалом СССР чешский завод значительно сократил количество поставок мотоциклов и поставляемых по почте деталей для ремонта.
CZ (ЧеЗет)
Чезет был не менее популярен в Советском Союзе, чем его соотечественник мотоцикл марки Ява, но его завозили в СССР в значительно меньших партиях.
Главной продукцией этого завода являлись мотороллеры Чезет, которые получились настолько удачными, что в их поставке были заинтересованы другие страны мира.
Начиная с 1957 года, завод занимался выпуском моделей, которые практически ничем не отличался от Явы, но позже, в 1959 году снова начал выпускать исключительно собственную продукцию.
Первые одноцилиндровые кроссовые мотоциклы, появившиеся в начале 60-х годов, усилило популяризацию моделей, выпускаемых заводом, и стало причиной перехода на спортивный тип техники.
Мотоциклы марки Чезет неоднократно участвовали в мотогонках мирового масштаба. Это был один из самых популярных и востребованных в мире спорта мотоцикл.
Паннония
После модернизации венгерского завода по выпуску мотоциклов марки Паннония сразу после войны Венгрия наладила экспорт большей части своей продукции в страны Европы и США.
Практически скопировав модель немецкого мотоцикла DKW RT-125, венгры наладили выпуск сразу несколько моделей, которые в основном предназначались на экспорт в другие страны, в том числе и СССР.
Мощностью в 250 кубов мотоцикл был легким в управлении простой в ремонте, что послужило быстрой его популяризации в народе.
Изящный дизайн привлекал своим видом советских граждан, поэтому, модель считалась мотоциклом повышенного спроса.
В процессе поставок венгры несколько раз проводили модернизацию своей продукции.
Электрооборудование напряжением в 6 Вольт обеспечивало освещение и систему зажигания.
В процессе эксплуатации эти узлы редко выходили из строя и считались довольно надежными. Начиная с 1956 года, в СССР ежегодно поставлялось около 25 тыс. единиц мотоциклов фирмы Паннония.
После очередной модернизации, где венгры использовали для изготовления новой модели Р20 технические новшества, скопированные с японской техники, продукция завода резко выросла в цене.
Просчеты руководства завода в определении рыночной цены привело к тому, что многие страны перестали делать заказы на поставку техники.
СССР стала одной из стран, которая, не смотря на прекрасное качество новых мотоциклов, решило прекратить покупку венгерских мотоциклов.
Следом за Советским Союзом заморозили договора и многие другие страны Европы, что в конечном итоге привело к закрытию завода.
Тула
200-х кубовый мотоцикл Тула был первой советской моделью двухколесной техники, где в конструкции использовались электростартеры для завода двигателя.
Технические характеристики не уступал европейским байкам и отличался высокой проходимостью в условиях отсутствия дорожного покрытия.
История как появилась модель Тула весьма оригинальная. В 1973 году коллективы Тульского и Ковровского заводов с целью ознакомления приобрели мотоцикл японской фирмы Van Van.
Это объясняет схожесть Тулы не только в техническом плане, но и в дизайне мотоцикла.
Из модели «Чебурашка», которую завод изготавливал до этого, переход на выпуск модели совершенно другого типа был колоссальным прорывом для советских инженеров.
В качестве двигателя инженеры взяли то, что было у них и раньше, доработав разработку.
Единственным слабым местом стала рама и места крепления, но после усиления проблемных мест ребрами жесткости, мотоцикл прекрасно выдерживал самые сложные условия эксплуатации.
К сожалению, с началом развала СССР перспективная модель советского байка, которая по своим техническим характеристикам уступала разве что японским производителям, перестала выпускаться.
ТИЗ
После утверждения новой разработки мотоцикла, созданного на базе английского мотоцикла BSA, в 1936 году Таганрогский инструментальный завод приступил к серийному выпуску моделей мотоциклов марки ТИЗ.
Первые образцы для испытаний в количестве 5 шт. ТИЗ АМ 600 прекрасно справились со всеми заданиями, что и стало причиной решения передать модель для серийной сборки.
Первые партии мотоциклов были переданы воинским частям Красной Армии и подразделениям НКВД.
500 кубовый двигатель, установленный на спортивном варианте ТИЗ-6 Спорт разгонял запредельную для того периода скорость для мотоциклов в 150 км/ч.
До начала войны с конвейера завода сошло 15 тыс. единиц транспорта, и даже находясь в эвакуации, завод не прекращал сборку необходимой для военных технику.
После возвращения завода из тыла, несмотря на перспективные разработки, которые не прекращались вовремя войны инженерами КБ, было принято решение прекратить выпуск мотоцикла марки ТИЗ-АМ-600, а сам завод переквалифицировать для изготовления сельскохозяйственной техники.
Поделись видео: